ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концептуальное развитие теории ценностно-мотивационных смыслов

CONCEPTUAL DEVELOPMENT OF THEORY OF VALUES AND MOTIVATION SENSES



В.К. Потемкин
Д.В. Вельмисова
V.K. Potemkin
D.V. Velmisova
socupr@list.ru
daria-babiy@yandex.ru
зав. кафедрой управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
аспирант кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of the Department of Human Resources Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honored Science Worker of the Russian Federation
-graduate student, the Department of Human Resources Management, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • ценностно-мотивационные смыслы
  • мотивация
  • ценности
  • смысл
  • нравственность
  • концептуальное развитие
  • Keywords:

  • sense of values and motivation
  • motivation
  • values
  • sense
  • moral
  • conceptual development
  • В статье рассмотрены наиболее значимые концептуальные теории ценностей, определены основные результаты работы западных и отечественных ученых в данной области. Проанализированы различные подходы к определению понятий «ценности», «смысл», «мотивация», их генезис и взаимосвязи перечисленных понятий между собой. Авторами проанализирована роль ценностно-мотивационных смыслов в регуляции человеческого поведения, предпринята попытка систематизации подходов к исследованию ценностно-мотивационных смыслов и предложена классификация основных теорий.

    We consider the most significant conceptual theories of values and look at the results of work of international and Russian researchers in the sphere in question. We analyze various approaches to defining “values”, “sense”, “motivation”, their genesis and interrelation. We analyze the role of senses of values and motivation in regulating human behavior and make an attempt to systemize the approaches to studying the senses of values and motivation; a classification of the main theories is offered.

    Обзор статьи

    Проблема осмысления ценностей как силы, направляющей человеческое поведение, восходит к античной и древнекитайской философии, именам таких мыслителей, как Конфуций, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Гекатон, Аполлодор, Диоген Лаэртский, рассматривавшим ценности в категориях нравственности, блага, добродетели, красоты, пользы. Средневековые мыслители Августин Аврелий и Фома Аквинский рассматривали ценности с социально-религиозного ракурса, освещая, в первую очередь, проблемы спасения души, соотношения ценности земной и вечной жизни, связи человека с Богом. Средневековый подход к изучению ценностей характеризуется теоцентризмом, поиском источника ценностей в божественном. Как пишет М.С.Каган, теологам известна лишь одна подлинная ценность – Бог. Все другие ценности – нравственные, эстетические, политические, даже сама истина, – являются для религиозного сознания только эманациями Божества, манифестациями потустороннего мира, божественно-духовной энергии [10. С. 5]. Так, моральная концепция Августина Аврелия призывает людей к утилитарному отношению к земным благам, которые должны лишь использоваться людьми в их земной жизни, при этом высшим благом (ценностью) является любовь к Богу и соответствие поступков человека Божьей воле, божественным заповедям [9. С. 391].
    В философии раннего и зрелого Нового времени ценности рассматриваются с позиций социально-экономического и социально-философского подходов – в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, И. Канта, В. Дильтея, Э. Шпрангера, Г. Риккерта, М. Вебера и др. Немецкий историк культуры, представитель школы философии жизни, Вильгельм Дильтей, говоря о жизненных ценностях, неоднократно акцентирует внимание на стремлении любого индивида наполнить каждый момент жизни полнотой, богатством жизненной действительности, проживанием того, что заложено в человеке. Это стремление переносится и на деятельность, которой человек занимается, – в ней также должна быть очевидная целесообразность и возможность развивать, закреплять и возвышать жизненные ценности [6. С. 125]. Э. Шпрангер развивал идеи В. Дильтея в русле «понимающей психологии». По мысли Э. Шпрангера, поведение человека обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. «Духовный характер человека ничем не определяется столь решительно, как тем, при помощи какого органа ценности он живет». Э. Шпрангер говорит о связи ценностей со сферой приложения труда человека. Так, он выделяет особую мораль торговли, мораль научного исследования и др. [19. С. 101]. Многие из мыслей, касающихся формирования индивидуальных ценностных систем, высказанные Э. Шпрангером, актуальны и в наше время (наличие личной и социальной нравственности; зависимость нравственности от многих факторов – культуры, морали эпохи, степени зрелости личности, этической ситуации личности в актуальный момент времени и др.). Неокантианец Г. Риккерт говорит о ценностях как о системообразующем элементе мира, опираясь на классификацию ценностей, предложенную Кантом: логические, эстетические, этические и религиозные [20. С. 366]. По мнению Г. Риккерта, то, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла, так же как бытие, лишенное ценностей, – лишено смысла. Цели и задачи деятельности человека определяются принятыми ценностями, поскольку каждый субъект осуществляя ценности в благах, ставит себе цель, стремление к которой может быть осмысленным только если приближает субъекта к этой цели или способствует ее полному достижению. В понимании М.Вебера ценности имеют широкую трактовку, близкую к понятию смысла жизни. Особая роль в формировании ценностной модели общества отводится религиозным ценностям, рассматриваемым на примере протестантизма, способствующего развитию «капиталистического духа». Каждый поступок человека и, в конечном итоге, вся его жизнь как некое целое составляет последовательность решений, выбор своих действий, который осуществляется на основе компромиссов между враждующими ценностями [3. С. 241]. Э. Дюркгейм обращает внимание на роль общества в утверждении некоей усредненной системы ценностей – в виде религии, морали, права, экономики, эстетики – как идеалов [8. С. 310]. Признается роль ценностей как движущей силы поведения индивида, т.к. то, что ценно для индивида – вызывает желание этим обладать, если речь идет о предмете, либо действовать соответствующим образом, если речь идет о нравственных идеалах.

    Список использованной литературы

    1. Баева Л.В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань: Астраханский университет, 2008. 216 с.
    2. Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор // Ценности и смыслы. 2011. № 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17389186 (дата обращения: 09.01.2018).
    3. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
    4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
    5. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Гослитиздат, 1935.
    6. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем.; предисл. В. Экземплярского. 2-е изд. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996. 154 с.
    7. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 594 с.
    8. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / пер. А.Б. Гофман. М.: Канон, 1995. 400 с.
    9. История средневековой философии. Хрестоматия в 2 ч. Ч. 1. Патристика / сост. Г.Я. Миненков. Мн.: ЕГУ, 2002. 503 с.
    10. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 204 с.
    11. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
    12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 510 с.
    13. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева, М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
    14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. 22-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
    15. Потемкин В.К. Личностный фактор в территориальной организации производственной деятельности / Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России. СПб., 2014. 221 с.
    16. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2004. 544 с.
    17. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 374 с.
    18. Словарь русского языка / сост. В.В. Виноградов и др.; гл. ред. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. 1996.
    19. Шпрангер Э. Формы жизни: Гуманитарная психология и этика личности М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2014. 400 с.
    20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер.с нем.; общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова; сост. А.П. Полякова, М.М. Беляева; М.: Республика, 1998. 410 с.
    21. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 343 с.
    22. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
    23. Философия: энциклопедический словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1109/%D0%A1%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B (дата обращения: 09.01.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2