ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Межотраслевые связи национального трудового права и международного трудового права (региональный уровень и уровень отдельных договоров)

INTER-SECTORAL LINKS BETWEEN NATIONAL LABOUR AND INTERNATIONAL LABOUR LAW (REGIONAL LEVEL AND THE LEVEL OF INDIVIDUAL CONTRACTS)



А.И. Гаджиев
A.I. Gadzhiev
bamaboy08@yandex.ru
аспирант кафедры трудового и финансового права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
a PhD student, the Department of Labour and Financial Law, the Yaroslavl Demidov State University
г. Ярославль
Yaroslavl

Ключевые слова:

  • межотраслевые связи
  • межотраслевое взаимодействие
  • трудовое право; ЕАЭС
  • региональный уровень
  • уровень отдельных договоров
  • гармонизация законодательства
  • унификация
  • Keywords:

  • inter-sectoral links
  • inter-sectoral cooperation
  • labour law
  • EAEU
  • regional level
  • individual contracts level
  • harmonization of legislation
  • unification
  • Статья посвящена межотраслевым связям трудового права РФ и международного трудового права на региональном уровне и уровне отдельных договоров. Автором проведен анализ норм национального и международного трудового права с точки зрения заимствований трудовым правом РФ отдельных норм международного трудового права и их имплементации в национальное трудовое право РФ.
    Также рассмотрены основные проблемы и возможные направления гармонизации трудового права в рамках ЕАЭС с точки зрения сближения трудового законодательства государств-участников ЕАЭС для большего удобства его использования всеми участниками. В связи с чем разработаны предложения по взаимной гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь путем использования положительного опыта обоих государств в сфере регулирования института оплаты труда.
    В ходе исследования были использованы следующие методы: сравнительно-правовой, метод системного анализа, обобщения.

    The article is devoted to inter-sectoral links of Labour Law of the Russian Federation and international labour law at the regional level and in the context of individual contracts. The author analyzes rules of national and international labour law in terms of importation of certain provisions of international labour law into Russian labour law with the follow up implementation of the ones in the national labour law of the Russian Federation.
    In addition major problems and potential lines of harmonization of labour law within the EAEU have been addressed in terms of approximation the labour legislation of EAEU member states to ensure facilitation of its implementation by all parties. In this regard a set of proposals aimed at ensuring mutual harmonization of relevant legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus have been worked out through implementation of positive experience of both countries in the field of wage control and management.
    In the course of the study comparative and legal methods as well methods of systems analysis and generalization have been used.

    Обзор статьи

    В настоящее время процесс глобализация способствует формированию межотраслевых связей международного трудового права и трудового права Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов правового регулирования в сфере труда. В связи с этим актуальным представляется исследование различных уровней межотраслевого взаимодействия международного трудового права и трудового права Российской Федерации, а также разработка предложений по текущей гармонизации трудового законодательства.
    Многоуровневый характер межотраслевого взаимодействия национального трудового права с международным трудовым правом обусловлен тем, что международные правовые акты о труде принимаются как универсальными международными организациями, международными региональными организациями, так и путем заключения актов между отдельными странами, что способствует формированию норм международного трудового права на различных уровнях (глобальном, региональном, уровне отдельных договоров). В рамках настоящего исследования международное трудовое право рассматривается как самостоятельная правовая система, самостоятельная отрасль законодательства [15].
    Кроме того, стоит обратить внимание, что реализация межотраслевых связей трудового права РФ и международного трудового права носит системный характер, так как указанное межотраслевое взаимодействие может быть осуществлено одновременно на всех уровнях, не допуская возникновения международных правовых коллизий в регламентации трудоправовых отношений.
    Примером взаимодействия трудового права РФ с международным трудовым правом одновременно на глобальном и региональном уровнях может выступать процесс внесения изменений в Трудовой кодекс РФ по вопросу регулирования деятельности частных агентств занятости. В данном случае были частично учтены как положения модельного закона СНГ «О деятельности частных агентств занятости» от 28.10.2010 г. (региональный уровень), так и некоторые нормы из Рекомендации Международной организации труда № 188 «О частных агентствах занятости» (1997 г.) (глобальный уровень).
    Межотраслевые связи международного трудового права и трудового права Российской Федерации на региональном уровне подтверждаются наличием значительного количества международных договоров и соглашений. При этом международно-правовая регламентация трудовых отношений находит свое дальнейшее отражение в многосторонних и двусторонних соглашениях между государствами бывшего СССР, а также государствами ближнего зарубежья.
    В настоящее время тенденцией развития современного национального трудового законодательства Росси является гармонизация трудового законодательства стран-участниц ЕАЭС.
    В Договоре о Евразийском экономическом союзе функция гармонизации членов в области трудовой миграции по созданию общего рынка труда как самостоятельное полномочие не получила отражения в компетенции ни у одного органа управления интеграцией [3].
    Однако в соответствии со ст. 96 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции в рамках Союза, а также по оказанию содействия организованному набору и привлечению трудящихся государств-членов для осуществления ими трудовой деятельности в государствах-членах. По согласованию государств-членов могут быть определены иные формы сотрудничества в сфере миграции.
    Таким образом, на основании ст. 96 Договора о Евразийском экономическом союзе допустима гармонизация законодательства в сфере трудовых отношений, в том числе путем заключения двусторонних и многосторонних договоров между станами-участницами ЕАЭС.
    В специальной юридической литературе не существует единого мнения относительно необходимости заключения дополнительно двусторонних договоров в сфере труда при наличии акта международной организации, членами которой являются договаривающиеся государства, регулирующие трудовые правоотношения [14; 17].
    Однако стоит отметить, что международные акты МОТ, ЕАЭС, СНГ и других международных и региональных организаций представляют важный ориентир для национального законодателя, но при этом, как правило, носят достаточно общий характер, составлены в рамочной форме и нуждаются в адаптации и уточнении в соответствии с существующими политическими, экономическими, социальными и другими реалиями конкретного государства. При этом указанные акты рассчитаны на долгосрочное взаимодействие стран-участников, в связи с чем могут не учитывать современные насущие потребности общества в правом регулировании конкретной сферы трудовых отношений. Быстро реагировать на решение проблем в соответствующей сфере трудовых отношений на надгосударственном уровне позволяет механизм заключения двусторонних и многосторонних договоров.
    Таким образом, межотраслевое взаимодействие трудового права РФ и международного права на уровне отдельных договоров занимает важное место в процессе гармонизации трудового законодательства.
    Указанная тенденция межотраслевого взаимодействия двух национальных систем отображена в Договоре между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан» от 25.12.1998 г. (ратифицирован Республикой Беларусь и Российской Федерацией 17.02.1999 г., вступил в силу 22.07.1999 г.), согласно которому установлен принцип национального режима, т.е. распространение на иностранных граждан общих правил и норм, действующих в стране пребывания в отношении собственных субъектов права [4].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 28.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 5.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
    3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 08.05.2015 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru. 16.01.2015; 17.08.2015.
    4. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан» от 25.12.1998 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Постановление № 7 Высшего Государственного Совета Союзного государства «Об итогах реализации Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года и Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by (дата обращения: 25.09.2017).
    7. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by (дата обращения 25.09.2017).
    8. Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: [сайт]. URL: http://mintrud.gov.by (дата обращения: 25.09.2017).
    9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: [сайт]. URL: http://mintrud.gov.by (дата обращения: 25.09.2017).
    10. Трудовой кодекс Армении // Национальное собрание Армении: [сайт]. URL: http://www.parliament.am/legislation.php (дата обращения: 25.09.2017).
    11. Трудовой кодекс Республики Беларусь // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: [сайт]. URL: http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Trudovoj-kodeks-RB.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
    12. Трудовой кодекс Республики Казахстан // Параграф-WWW: [сайт]. URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 25.09.2017).
    13. Трудовой кодекс Кыргызской республики // Параграф-WWW: [сайт]. URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 25.09.2017).
    14. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография. М.: Проспект, 2013. 392 с.
    15. Лушникова М.В. Международное трудовое право: понятие, предмет // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №. 3 (21). С. 131–138.
    16. Стукен Т.Ю. Институты регулирования заработной платы в России и Беларуси // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 1. С. 95–102.
    17. Шумилов О.В. Международное трудовое и миграционное право СНГ. М., 2007. 228 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2