ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие человеческого потенциала как фактор обеспечения экономической безопасности РФ

DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL AS FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN FEDERATION



А.М. Воротынская
Е.А. Поздеева
A.M. Vorotynskaya
Ye. A. Pozdeeva
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
старший преподаватель кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
старший преподаватель кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
senior teacher, the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
senior teacher, the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • человеческий потенциал
  • качество жизни
  • дифференциация населения по уровню доходов
  • Keywords:

  • economic security
  • human potential
  • quality of life
  • differentiation of population according to income level
  • Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки комплекса мер по созданию эффективной государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на основе развития человеческого потенциала.
    В статье проведен анализ ключевых задач Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала. Сделаны выводы об основных угрозах, препятствующих развитию человеческого потенциала и обеспечению экономической безопасности нашей страны.
    В процессе обобщения фактического материала авторами определены направления по развитию, использованию и сохранению человеческого потенциала, а также его эффективному воспроизводству в контексте обеспечения экономической безопасности государства.

    The relevance of the research is determined by the need to develop a complex of measures to create an effective state policy to ensure economic security on the basis of human potential development.
    We analyze the key targets of the Strategy of Economic Security of the Russian Federation until 2030 as far as human potential development is concerned. We make conclusions about the main threats preventing the development of human potential and economic security of our country.
    When summarizing the facts we determine the directions for the development, use and retention of human potential as well as its reproduction in the context of ensuring state economic security.

    Обзор статьи

    В последние годы в России внимание исследователей занимают вопросы повышения качества жизни населения, управления человеческими ресурсами, развития человеческого потенциала и их связь с обеспечением экономической безопасности государства. Реализация условий для развития человеческого потенциала создаст предпосылки для формирования эффективной системы обеспечения экономической безопасности государства.
    С мая 2017 года утратил силу основной документ, освещающий ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства, действующий с 1996 года, – Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)», и вступила в силу новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Она должна обеспечивать, в первую очередь, осуществление мер по противодействию угрозам экономической безопасности, предотвращению кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также недопущению снижения качества жизни населения [1]. Комплекс мер организационного, социально-экономического, информационного и правового характера нацелен на создание эффективной государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
    Согласно Стратегии в перечне основных направлений государственной политики по обеспечению экономической безопасности указывается развитие человеческого потенциала. Человеческий потенциал подразумевает неиспользуемые возможности личности и реальные способности к осуществлению созидательной деятельности. Понятие человеческого капитала включает в себя целый комплекс показателей, характеризующих его качество, эффективность использования и динамику. На макроэкономическом уровне количественные и качественные значения этих показателей связаны с уровнем развития человеческого потенциала нации, затрагивающего практически все сферы жизни общества и включающего в себя экономические (ВВП на душу населения), социальные (уровень грамотности, доля учащихся и др.), демографические (средняя продолжительность жизни и др.) и ряд других показателей [4].
    В Стратегии перечислены конкретные задачи по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала:
    1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
    2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
    3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
    4) профессиональная ориентация граждан;
    5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
    6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
    7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды [1].
    Анализируя перечисленные задачи, можно сделать вывод, что человеческий потенциал и возможности его развития являются одними из важнейших факторов эффективности национальной экономики. В то же время приобретенные способности людей составляют общественное богатство. Человеческий потенциал включает в себя аспекты, обусловливающие развитие и рост экономики, обеспечение экономической безопасности государства через инвестиции в сферу здравоохранения, образования, в социальную сферу, развитие науки, информационных технологий, в сферу культуры и искусства [9].
    Роль, которую играет человеческий потенциал в системе обеспечения экономической безопасности государства, представляет собой воспроизводственную функцию экономической системы. Определение именно вышеперечисленных задач в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года связано с наиболее актуальными угрозами, вызовами и рисками в области экономической безопасности нашей страны.
    В последнее время все больше возрастает сложность, технологичность и наукоемкость техники, ускоряются темпы автоматизации производства, усиливается сложность решаемых производственных задач. Поэтому в федеральных целевых программах по совершенствованию системы общего и профессионального образования важно предусматривать средства на опережающую подготовку специалистов, отвечающих требованиям современного общества и способных к созданию и освоению принципиально новой техники или технологии.
    Для этих целей необходима разработка нового поколения учебно-методического обеспечения процесса обучения в системе общего образования, и в первую очередь, учебной литературы, а также мультимедийных, компьютерных и других современных средств педагогического обеспечения, которые позволяют существенным образом расширить активные виды и формы деятельности учащихся, применять дифференцированный подход в обучении, исходя из индивидуальных вкусов, предпочтений и потребностей, разработки заданий с учетом уровня способностей, знаний, умений и навыков обучающихся и развития способностей к самостоятельной деятельности [3].
    Непрерывное образование в современном обществе – необходимое условие для того, чтобы человек всегда был востребованным в своей профессии и актуальным в социальной среде за счет своих стремлений к постоянному самосовершенствованию, переквалификации, дополнительному образованию, развитию навыков и получению новых знаний. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) не является целью, а служит средством решения современных проблем, связанных с развитием системы непрерывного образования в качестве механизма повышения эффективности использования существующих на сегодняшний день в образовательной системе ресурсов. За счет применения механизма ГЧП можно создать условия для осуществления возможности непрерывного сетевого образования, для приобретения качественного образования людям с различными образовательными потребностями, для консолидации усилий и ресурсов с целью совершенствования качества образовательных программ.
    В настоящее время профессиональные стандарты и система независимой оценки квалификаций являются обязательным условием для повышения качества подготовки кадров, закрепленным законодательно. Таким образом, развитие национальной системы квалификаций и совершенствование квалификационных требований к персоналу должно происходить за счет внедрения новых профессиональных стандартов, создания центров по оценке квалификации работников, в первую очередь, на региональном уровне, так как важно учитывать специфику развития каждого конкретного региона, потребности в кадрах, особенности регионального рынка труда, структуру трудовых ресурсов региона.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Белик И.С., Бурмакина Л.А., Выварец К.А., Стародубец Н.В. Эколого-экономическая безопасность / под науч. ред. проф. И.С. Белик. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 152 с.
    3. Доронин Ф.А. Доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях российских ученых в 2015 году. М., 2016.
    4. Иванов О.И. Человеческий потенциал (Формирование, развитие, использование): монография. СПб.: Скифия-принт, 2013. 336 с.
    5. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2017 года // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2017).
    6. Сигов В.И., Круглов Д.В. Регулирование трудовых миграционных процессов в регионе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4. С.90–93.
    7. Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения № 1»: [сайт]. URL: http://www.trczn.ru/prof_orientation.html (дата обращения: 15.10.2017).
    8. Число малоимущих в России выросло на 8 млн за три месяца // РБК. 18 июня 2016 г.: [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/society (дата обращения: 15.10.2017).
    9. Яхонтова М.В. Человеческий потенциал в системе экономической безопасности: теория, проблемы, государственная политика // Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 3. С. 116–120.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2