ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе

IMPROVING THE INSTITUTION OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva_irina@mail.ru
доцент кафедры таможенного дела и логистики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
Senior Lecturer, the Department of Customs and Logistics, Saint-Petersburg ITMO University, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • уполномоченный экономический оператор (УЭО)
  • декларация на товары (ДТ)
  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)
  • таможенные операции
  • таможенный транзит (ТТ)
  • срок осуществления ВЭД
  • Keywords:

  • authorized economic operator (AEO)
  • Goods declaration (DT)
  • Customs Code of the Eurasian Economic Union (EAEU CC)
  • customs operations
  • customs transit (TT)
  • Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что совершенствование института Уполномоченного экономического оператора (УЭО) в ЕАЭС позволит решить существующие в настоящее время проблемы. В частности, стоит отметить сложность включения участников ВЭД в реестр УЭО, недостаточность обеспечения безопасности цепей поставок и взаимодействия таможенных органов и УЭО в этой сфере, простоту специальных упрощений УЭО и их недостаточное количество, непризнание УЭО на всей территории ЕАЭС, невозможность включения в реестр УЭО лиц, отличных от производителей и экспортеров товаров.
    В статье проведён сравнительный анализ нововведений института УЭО в ТК ЕАЭС по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Автором статьи выявлены основные проблемы института УЭО в РФ и предложены пути их решения.

    The relevance of the study is based on the fact that the improvement of the Institute of AEO within the EAEU will allow to address the challenges currently faced. It is worth noting inter alia the complexity of the inclusion of the parties involved in the international movement of goods in the register of AEOs, insufficient level of supply chain security and cooperation between the customs authorities and AEOs in this area, the simplicity of special simplifications adopted for AEOs with the number whereof being quite inadequate, non-recognition of AEO in the entire territory of the EEU, impossibility of inclusion of parties other than producers and exporters of goods in the register of AEO.
    The relevance of the research is explained by the fact that with the entry into force of the Customs Code of the EAEU, the AEO program will undergo a qualitative change that will be possible thanks to the joint efforts on this project being undertaken by EAEU member states customs authorities along with AEOs. The article provides the detailed analysis of the innovation Institute of the AEO as per the Customs code of the EAEU compared to the Customs Code of the Customs Union. The author identifies the main problems of the Institute of AEO in Russia and proposes the ways of their solution.

    Обзор статьи

    Институт УЭО появился в России сравнительно недавно. Изначально в рамках Таможенного кодекса Российской Федерации были введены специальные упрощенные процедуры для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а в 2009 году был внедрен институт УЭО в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Введение института УЭО было необходимо для обеспечения внешней торговли актуальными стандартами, установленными Всемирной таможенной организацией и Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. В настоящее время институт УЭО является одним из самых перспективных направлений в сфере таможенного дела Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
    УЭО – это юридическое лицо, отвечающее определенным условиям и пользующееся упрощениями при совершении таможенных операций.
    В соответствии с ТК ТС и Федеральным законом от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» УЭО может пользоваться следующими упрощениями:
    - временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО без включения его в реестр владельцев складов временного хранения (СВХ);
    - выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;
    - проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, включая завершение таможенной процедуры ТТ в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе в Российскую Федерацию (РФ);
    - предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование [2; 3].
    УЭО для осуществления своей деятельности должен получить свидетельство о включении в реестр УЭО, заключить с таможней Соглашение, вести учет товаров и предоставлять отчетность в таможенные органы.
    ТК ЕАЭС, установленный распоряжением Евразийского межправительственного совета от 16.11.2016 г. № 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» и вступающий в силу не ранее 01.01.2018 года, закрепил множество изменений и ввёл нововведения относительно института УЭО.
    Одной из новелл ТК ЕАЭС является установление 3 типов свидетельств о включении в реестр УЭО в зависимости от осуществляемой деятельности участника ВЭД или лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела. Получить статус УЭО будет возможным для владельцев СВХ, таможенных складов, таможенных представителей и таможенных перевозчиков, чего не было ранее.
    Также ТК ЕАЭС ужесточил условия касательно сроков ведения ВЭД и объемов перемещенных товаров. В зависимости от типа свидетельства в ТК ЕАЭС предусматривается, что участник ВЭД должен вести ВЭД не менее 3 лет, а в ТК ТС – не менее 1 года. Свидетельство третьего типа УЭО имеет свои особенности и предполагает самый большой уровень доверия со стороны таможенных служб государств-членов ЕАЭС. Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 433 ТК ЕАЭС для получения такого статуса необходимо иметь свидетельство первого или второго типа в течение 2 лет без приостановления их действия [1]. Таким образом, установлено, что для третьего типа свидетельства юридическому лицу необходимо в общей сложности вести ВЭД в течение 5 лет. Однако согласно пункту 3 статьи 465 ТК ЕАЭС УЭО, которые осуществляют свою деятельность в течение 2 лет в рамках ТК ТС, могут сразу претендовать на третий тип свидетельства о включении в реестр УЭО.
    В отличие от ТК ТС в ТК ЕАЭС предусмотрено, что участник ВЭД, претендующий на включение в реестр УЭО с выдачей любого типа свидетельства и занимающийся любым видом ВЭД должен в общей сложности переместить товары на сумму 500 тыс. евро через таможенную границу ЕАЭС или подать 10 Деклараций на товары (ДТ) в таможенные органы в течение 1 года. В случаях, когда таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец СВХ или владелец таможенного склада претендуют на получение статуса УЭО, такие лица должны иметь другие показатели за год (табл. 1) [1].
    Существует еще одно условие, которое касается исключительно таможенного перевозчика: срок осуществления ВЭД для таможенного перевозчика – 2 года. Срок осуществления ВЭД для других лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, – 3 года.
    Условия включения в реестр УЭО, касающиеся объема произведенных работ (услуг), устанавливают минимальные значения, чтобы дать возможность лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и участникам ВЭД использовать упрощения УЭО. В настоящее время большая часть действующих УЭО, имеющих свидетельства о включении в реестр УЭО, перемещают товары на суммы, превышающие пороговые значения, установленные в условиях, и подают ДТ в большем количестве, предполагается что пороговые значения установлены для того, чтобы таможенные органы имели возможность проверить, к какой категории уровня риска относится участник ВЭД, составить на него досье, проследить за его ВЭД, убедиться, что организация не является «фирмой-однодневкой».

    Список использованной литературы

    1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017. 512 с.
    2. Таможенный кодекс таможенного союза. М.: Проспект, 2015. 224 с.
    3. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2016. 256 с.
    4. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 07.06.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2