ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Применение консалтинговых услуг в процессе осуществления проекта Черноморского международного коридора

THE USE OF ADVISORY SERVICES WITHIN THE BLACK SEA INTERNATIONAL CORRIDOR PROJECT



А.И. Быков
A.I. Bykov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и менеджмента ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
PhD student, the Department of Economics and Management, Saint-Petersburg Institute of Foreign Economic Relations and Law
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Черноморский международный транспортный коридор
  • консалтинговые услуги
  • Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)
  • интеграция с европейскими регионами
  • Keywords:

  • Black Sea international transport corridor
  • advisory services
  • BSEC
  • integration with European regions
  • Автором исследуются особенности осуществления проектной деятельности в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества. Выявляются проблемы низкой эффективности механизма взаимодействия стран-участниц Организации черноморского экономического сотрудничества. Также обосновывается необходимость применения консалтинговых услуг при реализации проекта «Черноморское кольцо» и определяется значимость механизма консультационной поддержки Черноморского международного коридора в складывающихся условиях.

    The author researches on specifics of contractual activities carried out in the framework of the Organization of the Black Sea Economic Cooperation (BSEC). Problems of low collaboration mechanism efficiency are revealed with regard to cooperation between BSEC member states. Besides it is justified that advisory services need to be implemented in the course of realizing the project High Way Black Sea Road (HWBSR) known in Russia as the Black Sea Ring project with the essence of the use of advisory support mechanism in the current situation being defined.

    Обзор статьи

    Современные особенности развития как территорий, так и отраслей и сфер деятельности предполагают необходимость использования актуальных инструментов, способствующих росту эффективности деятельности исследуемого субъекта. Кроме того, своевременность применения такого инструментария определяется неэффективностью ранее используемых способов и методов, которые не привели к прогнозируемому результату.
    Отметим в этой связи, что современный этап развития мирового хозяйства в целом свидетельствует о целесообразности различного рода экономических объединений. Само по себе такое объединение базируется на общих принципах функционирования, заложенных при их основании. В случае международного сотрудничества становится необходимой унификация правового и политического поля, которые должны способствовать преодолению имеющихся противоречий.
    Особенностью функционирования международных сообществ является осуществляемая ими проектная деятельность. В случае реализации долгосрочных проектов правовая и политическая стабильность становятся залогом социально-экономического развития территорий на стратегическую перспективу. В случае невозможности сохранения политического равновесия внутри интеграционного содружества реализация международных проектов ставится под угрозу.
    Так, одним из примеров современного взаимодействия на международном уровне является Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Уставом ОЧЭС [6] предусмотрено:
    - устойчивое развитие национальных экономик;
    - социальное благосостояние народов стран-участниц ОЧЭС;
    - эффективное использование имеющихся ресурсов;
    - расширение взаимодействия по таким отраслям, как торговля, финансы, связь, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, туризм и пр.;
    - налаживание информационного обмена между странами-участницами ОЧЭС;
    - обеспечение экономической безопасности.
    Помимо этого, в качестве основной цели деятельности страны-участницы ОЧЭС следует необходимость обеспечения конкурентоспособности Черноморского региона. В современных условиях данный фактор рассматривается как основа дальнейшего социально-экономического развития не только экономического объединения, но и региона. При этом повышают уровень своего развития сами страны-участницы ОЧЭС, что позволяет им привлекать к своей деятельности большее количество инвестиционных ресурсов. Отметим, что в современных условиях данный фактор становится одним из определяющих дальнейший вектор развития экономических субъектов.
    Кроме экономической составляющей, как отмечается в Уставе ОЧЭС, рост национальной экономики и социального благосостояния граждан стран-участниц ОЧЭС базируется на сотрудничестве научных сообществ, ученых и научных работников стран-участниц ОЧЭС [6]. Объединение усилий представителей данных сообществ, также как и самих стран-участниц ОЧЭС, требует существенного финансирования. Для этих целей был утвержден Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) [2]. Так, в 1995 году ЕС было выделено 250 тыс. экю на разработку его бизнес-плана. В 1997 году всеми участниками ОЧЭС было подписано соглашение о создании ЧБТР, уставной капитал которого составил 1,35 млрд долл [2]. Следует отметить, что тремя крупными акционерами Банка стали Россия, Греция и Турция. Доля каждой из стран в уставном капитале ЧБТР составила 16,5% [1]. Также важным представляется тот факт, что Банк пользуется преимуществом 1 миллиарда специальных прав заимствования (СПР), что составляет около 1 млрд 35 млн долл. США [1].
    В результате, условно в деятельности ОЧЭС можно выделить четыре составляющие:
    - межправительственная;
    - предпринимательская;
    - финансовая;
    - академическая.
    Каждая из указанных составляющих позволяет решать определенный круг задач. В этой связи комплексность решаемых мероприятий способствует достижению поставленных целей. Отметим, что межправительственная составляющая обеспечивает проведение саммитов и сессий Совета министров иностранных дел. Предпринимательская составляющая представляет собой координирующий орган в вопросах предпринимательских инициатив. Финансовая составляющая, которую, в частности, представляет ЧБТР, обеспечивает финансовую базу для деятельности ОЧЭС. Академическая составляющая, сформированная на уровне Черноморского региона, ориентирована на интеграцию с европейскими регионами [2].
    Для установления правовых норм участия России в ОЧЭС был учрежден Российский национальный комитет по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНК). Данный комитет представляет собой социально-ориентированную некоммерческую организацию, учредителем которой стал МИД России [3]. Основные задачи, возложенные на РНК, сводятся к следующим:
    - развитие международных экономических связей;
    - формирование благоприятного инвестиционного климата в Черноморском регионе;
    - расширение влияния малого и среднего российского бизнеса;
    - формирование положительного имиджа России;
    - расширение деловых контактов, базирующихся на взаимовыгодном сотрудничестве [3].

    Список использованной литературы

    1. Доклад «Черноморский банк торговли и развития: финансовая основа сотрудничества в Черноморском регионе» // Pandia.ru: [сайт]. URL: http://pandia.ru/text/80/084/47413.php (дата обращения: 05.04.2017).
    2. Организация черноморского экономического сотрудничества // Cat.convdocs.org: [сайт]. URL: http://cat.convdocs.org/docs/index-194373.html (дата обращения: 05.04.2017).
    3. РНК ЧЭС – Российский Национальный Комитет по Черноморскому Экономическому Сотрудничеству // Альянс Туристических Агентств: [сайт]. URL: http://www.atarussia.ru/partnery/рнк-чэс-российский-национальный-ком.html (дата обращения: 05.04.2017).
    4. Россию на саммите ОЧЭС в Стамбуле представит Медведев // Информационное Агентство ТАСС: [сайт]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4265874 (дата обращения: 05.04.2017).
    5. Председательство Российской Федерации в ЧЭС: [сайт]. URL: http://bsec.mid.ru/priorities (дата обращения: 05.04.2017).
    6. Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 6 января 1999 года № 12-ФЗ (Устав вступил в силу для Российской Федерации 1 мая 1999 года) // АО «Кодекс»: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901751644 (дата обращения: 05.04.2017).
    7. Черноморский банк торговли и развития / Международные организации // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.mid.ru/international_organizations/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/ id/2514775 (дата обращения: 05.04.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2