ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современные технологии формирования кадрового резерва государственной гражданской службы

MODERN TECHNOLOGIES OF FORMING PERSONNEL RESERVE OF STATE CIVIL SERVICE



Д.А. Савчук
D.A. Savchuk
dekanat205@yandex.ru
помощник проректора ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат социологических наук
assistant vice-rector, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Sociology
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • кадровый резерв государственной службы
  • дополнительное профессиональное образование государственных служащих
  • молодежный кадровый резерв
  • высокопрофессиональные и перспективные сотрудники
  • Keywords:

  • personnel reserve of state service
  • continuing professional education of civil servants
  • youth personnel reserve
  • high-skilled and promising employees
  • В статье рассмотрены проблемы формирования и управления кадровым резервом государственной гражданской службы, а также недостатки в системе дополнительной профессиональной подготовки государственных служащих, уже входящих в кадровый резерв.
    Анализ сложившихся подходов и практик регулирования кадрового резерва показывает, что государственной службе недостает собственных внутренних ресурсов, и ощущается острая необходимость в молодых мотивированных и талантливых управленцах. Решением данной проблемы может стать активное внедрение современных технологий формирования кадрового резерва с привлечением молодежи на государственную гражданскую службу.

    We consider problems of forming and managing personnel reserve of state civil service as well as shortcomings in the system of continuing professional training of civil servants making part of the personnel reserve.
    The analysis of established approaches and techniques of regulating personnel reserve shows that the civil service lacks its own internal resources and there is an acute need in young motivated and talented managers. The problem in question may be solved by implementing modern technologies of forming the personnel reserve via attracting young people to state civil service.

    Обзор статьи

    Одной из технологий, которая в последнее время начала активно использоваться в кадровой деятельности государственной службы, является формирование и регулирование резерва кадров государственной гражданской службы.
    Само понятие «резерв кадров» начало применяться и обрело полную силу еще в Советском Союзе во времена номенклатурной системы. В настоящее время данная технология не утратила своей актуальности, хотя и несколько видоизменилась.
    Существует огромное количество определений термина «кадровый резерв», которые выдвигаются множеством авторов. Например, на федеральном портале управленческих кадров можно найти довольно обобщенное определение «резерва управленческих кадров» – «база данных высокопрофессиональных и перспективных сотрудников <…> государственных органов <…>, а также государственных корпораций и организаций, <…> рекомендованных в установленном порядке руководителем («первым лицом») соответствующего государственного органа и организации» [8].
    У А.И. Турчинова общее понятие «кадрового резерва» представлено глубже, как «сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей» [5].
    В то же самое время, в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность государственной гражданской службы (в частности, Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), отсутствует определение понятия «кадровый резерв государственной гражданской службы» [6]. Также нет четко установленных единых целей и задач формирования федерального кадрового резерва, поэтому на уровне субъектов Федерации приходится утверждать отдельно в каждом регионе Положение о кадровом резерве государственной службы, устанавливающие порядок его формирования и регулирования, опираясь на собственные представления и многочисленные подходы. Это противоречит принципу единства правовых основ государственной гражданской службы, заложенных в Федеральном законе № 79-ФЗ.
    Кадровая работа с кадровым резервом на государственной гражданской службе включает следующие этапы:
    - анализ и планирование должностной структуры и численности кадрового резерва, исходя из потребностей каждого государственного органа;
    - проведение оценки и отбора кандидатов;
    - составление и утверждение списков резерва;
    - построение системы кадровой работы с «резервистами»;
    - проведение обучения;
    - замещение вакантных должностей кандидатами из состава «резервистов».
    В исследованиях, посвященных кадровому резерву государственной гражданской службы, выделяют три его категории, которые являются наиболее перспективными для государственных органов:
    - внутренний кадровый резерв, состоящий из государственных служащих;
    - внешний кадровый резерв, состоящий из представителей общественных и коммерческих организаций;
    - кадровый резерв перспективного развития, состоящий из выпускников высших учебных заведений и студентов, проходящих обучение по специальностям, востребованным в системе государственной гражданской службы.
    На настоящий момент в практике формирования и регулирования кадрового резерва государственной службы сложилось два основных подхода [1]:
    1. Формирование кадрового резерва происходит на основе результатов конкурсного отбора на вакантные должности государственной гражданской службы, который проводится в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ для их оперативного замещения.
    2. Формирование резерва управленческих кадров осуществляется с использованием инновационных технологий, еще не закрепленных в нормативно-правовых актах, когда на уровне государственного органа устанавливаются дополнительные процедуры отбора: тесты на определение сформированности профессиональных и личностных компетенций, индивидуальные собеседования, применяется новая технология ассессмент-центра и т.д.).
    Регулирование кадрового резерва государственной гражданской службы представляет собой целенаправленную и последовательную систему мероприятий по планированию, мотивации, формированию, оценке и развитию входящих в него государственных служащих. Для решения данных задач необходимо применять принципы компетентностного, системного и деятельностного подходов при формировании и развитии кадрового резерва государственной гражданской службы.
    Переориентирование работы с кадровым резервом в соответствие с принципами и положениями компетентностного подхода потребует разработки и применения моделей данного подхода в процедурах оценки и программах развития, так как он направлен, прежде всего, на систему отбора и оценку качества работы персонала. Необходимо также разработать перечень профессиональных и личностных компетентностей резервистов, их поведенческих индикаторов, систему оценки внутреннего потенциала развития государственного гражданского служащего, а также методические рекомендации по построению системы планирования карьеры и обучения государственных гражданских служащих.

    Список использованной литературы

    1. Барабашев А.Г. Два подхода к созданию резерва управленческих кадров // Государственное управление. Электронный вестник. 2009. № 20. С. 1–13.
    2. Осейчук В. Как преодолеть кадровый голод на гражданской и муниципальной службе? // Государственная служба. 2010. № 2. С. 38–41.
    3. Подбельский Н.В. Теоретико-методологические основы построения и функционирования региональных систем резерва управленческих кадров: автореф. дис. … канд. экон. Наук / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2010. 26 с.
    4. Семенов В.Д. О повышении качества научно-методического и информационно-аналитического обеспечения процесса реформирования и развития государственной и муниципальной службы // доклад Председателя Правления Ассоциации «Уральский окружной ресурсный центр государственной и муниципальной службы» В.Д. Семенова на совещании Уральского федерального округа 23 декабря 2010 г. URL: http://www.ucs¬ms.ru/ed.php?id=47 (дата обращения: 17.10.2016).
    5. Управление персоналом / общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2009. 488 с.
    6. Шарин В.И. Кадровый резерв государственной гражданской службы РФ: положение дел и перспективы // Известия УрГЭУ. 2015. № 2 (58). С. 111–118.
    7. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://gov.spb.ru/gov/admgub/staff/news/58728/ (дата обращения: 17.10.2016).
    8. Федеральный портал управленческих кадров. URL: http://gossluzhba.gov.ru/rezerv (дата обращения: 17.10.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2