Перспективы сотрудничества стран «Нового шелкового пути» в энергетике

PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN NEW SILK ROAD COUNTRIES IN THE ENERGY SECTOR



С.В. Бабич
А.Б. Кириченко
S.V. Babich
A.B. Kirichenko
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры региональной экономики и природопользования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
ведущий специалист Департамента анализа и оптимизации ООО «Газпром экспорт»
Associate Professor at the Department of Regional Economics and Nature Management, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
A leading Specialist at the Department of Analysis and Optimization, OOO "Gazprom export"
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • макрорегион
  • энергетический рынок
  • топливно-энергетические ресурсы
  • топливно-энергетический баланс
  • природный газ
  • диверсификации энергетики
  • Keywords:

  • macro-region
  • energy market
  • fuel and energy resources
  • fuel and energy balance
  • natural gas
  • energy diversification
  • Обосновывается идея о том, что реализация мегапроекта «Новый шелковый путь» позволит не только увеличить объемы торговли между экономиками АТР и Европы, но и сможет стать каналом взаимного обмена опытом в части климатической политики, открыв двери различным научным исследованиям вследствие новых экологических обязательств стран-участниц Парижского саммита по климату, в т.ч. Китая, закрепляющих цивилизованное стремление стран к снижению выбросов парниковых газов. Экологическая политика и регулирование рынка определят как структуру энергобалансов стран, так и будущее каждого вида топлива.
    Для природного газа – самого экологически чистого вида ископаемого топлива – может наступить новая «эпоха», связанная с его ролью для решения экологических проблем развивающихся рынков Азии. Концентрация крупнейших центров газодобычи в регионе говорит о потенциальной конкуренции в регионе.

    As the present article argues implementation of the mega-project called "New Silk Road" will not only make it possible to increase trade between Asia-Pacific countries and Europe, but it might also become a mechanism for learning from one another with regard to the climate policy by means of giving the go ahead to different scientific studies resulted from a number of new ecology obligations of the Paris climate summit member states with China included. The obligations fixed civilized motivation of the ones to reduce greenhouse gas emission. The environment policy and regulation of the market define the structure of the countries energy balance and as the future of each type of fuel.
    Natural gas, the cleanest fossil fuel, might soon enter a new epoch dealing with its role in treating environmental problems, which most developing Asian markets have faced lately. The concentration of major gas production centers in the region stands for potential competition in the region.

    Обзор статьи

    На формирование современных макрорегиональных энергетических рынков все большее влияние оказывает процесс глобальной декарбонизации энергетики. Это необходимо учитывать при разработке российскими компаниями долгосрочной энергетической политики в Азиатско-тихоокеанском макрорегионе.
    Реализация мегапроекта «Новый шелковый путь», в которой заинтересованы все страны от Южно-Китайского до Балтийского морей, потребует крупномасштабного роста энергопотребления на всем евроазиатском экономическом пространстве. В первую очередь, это связано с необходимостью обеспечения топливно-энергетическими ресурсами транспортно-логистических коридоров, как морских (южно-азиатского и арктического), так и сухопутного, связывающего тихоокеанское побережье Азии и атлантическое побережье Европы. Поэтому уже в настоящее время необходимо решать значительные проблемы загрязнения воздушной среды в крупных городских мегаполисах. В будущем следует ожидать ужесточения этих проблем. Это обусловливает необходимость новых исследований, связанных с:
    ● оценкой современных перспектив формирования транспортно-логистических коридоров экономического пространства «Нового шелкового пути» с учетом ограничений политики декарбонизации;
    ● определением основных путей решения проблем загрязнения воздуха в городских агломерациях всего евроазиатского пространства;
    ● разработкой перспективных направлений технологического сотрудничества России, стран ШОС и Китая с европейскими странами по внедрению «экологичных» ресурсов природного газа и биотоплива, и в первую очередь, со странами Балтийского региона, которые являются признанными лидерами в этой сфере.
    Наиболее значительные цели в развитии этих направлений поставлены в Китае, где определена главная задача – сокращение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны (рис. 1).
    Учитывая перспективы экономического и социального роста в других странах мегапроекта «Новый шелковый путь», сокращение доли угля и нефти в их энергетическом балансе является актуальным и для них.
    Увеличение доли потребления природного газа в сочетании с «местными» альтернативными энергетическими ресурсами, такими, как биотопливо, энергия переработанных отходов, ветра, солнца, и т.п., позволит решить экологические проблемы крупных городских полисов и промышленных регионов евроазиатского пространства.
    В этой сфере перспективным направлением может стать внедрение технологического и организационного опыта стран макрорегиона Балтийского моря, которые достигли значительных положительных результатов в политике по снижению зависимости от угля и нефти (рис. 2).
    Безусловно, природный газ, являющийся наиболее «экологичным» среди других ископаемых видов топлива (рис. 3), представляется наиболее перспективным для решения задач в энергетике промышленных и многонаселенных регионов. Важно отметить, использование ВИЭ в электроэнергетике повышает риски безопасности энергоснабжения и требует дополнительных усилий для обеспечения её устойчивости, в то время как её сочетание с газовой генерацией позволяет снизить эти риски за счет высокой гибкости производства электроэнергии на газовых ТЭС (например, возможность быстрого наращивания производства электричества в периоды пикового потребления).
    Конкурентоспособность природного газа и его спрос в секторе электрогенерации определяется множеством факторов, среди которых как экономические – ценовая конкуренция с другими видами топлива, так и регулятивные – климатическая и энергетическая политика стран, предполагающая различные меры влияния на рынок.
    Опыт Финляндии показывает, что в наиболее индустриально развитых и заселенных регионах Финляндии природный газ преобладает над другими ископаемыми видами топлива, а в регионах развития лесопромышленного комплекса основную конкуренцию ему составляют отходы переработки древесины.
    Сложившаяся ситуация на рынке торговли разрешениями на выбросы парниковых газов (EU ETS) в Европе, основной целью которой является стимулирование низкоуглеродных технологий, требует от Европы его реформирования. Систематический избыток бесплатных разрешений на выбросы, выдаваемых ЕС, давит на цены торгуемых разрешений, удерживая их на символическом уровне.

    Список использованной литературы

    1. Ассоциация системных операторов европейской энергетической системы (ENTSO-E): [сайт]. URL: http://www.entsoe.eu/ (дата обращения: 10.10. 2016).
    2. Бабич С.В., Уржумцев С.Н., Гумеров С.Д. Роль природного газа в экономике регионов экономического пояса Нового шелкового пути // Газинформ. 2016. № 3.
    3. Данные национальных таможенных служб/агентств Германии, Китая, Южной Кореи, Японии. URL: http://www.bafa.de/; http://www.english.customs.gov.cn/; http://www.customs.go.kr/; http://www.customs.go.jp/ (дата обращения: 10.10. 2016).
    4. Информационный сервис Bloomberg New Energy Finance. URL: https://www.bnef.com/ (дата обращения: 10.10. 2016).
    5. Отчёт Международного Энергетического Агентства, CO2 Emissions from Fuel Combustion (Highlights), 2015. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiw2btwp3PAhUCZCwKHSXeDfIQFggqMAA&url=https%3A%2F%2Fwww.iea.org%2Fpublications%2Ffreepublications%2Fpublication%2FCO2EmissionsFromFuelCombustionHighlights2015.pdf&usg=AFQjCNH5Qhs99zOUxcoBakdqb8ilaGqEDg&bvm=bv.133178914,d.bGg&cad=rja (дата обращения: 10.10. 2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2