Особенности обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по преступлениям экстремистской и террористической направленности

SPECIFIC FEATURES OF ENSURING SECURITY TO PARTIES OF CRIMINAL PROCEEDINGS ON OFFENCES OF EXTREMIST NATURE AND TERRORIST CRIMES



А.Г. Ахмедов
Т.О. Бозиев
A.G. Akhmedov
T.O. Boziev
yg.pravo14@yandex.ru
yg.pravo14@yandex.ru
профессор кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент
зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Государственного института экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Professor at the Department of Internal Affairs Bodies Operational-Investigative Activity of the St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in law, Associate Professor
Head of the Criminal Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства
  • преступления экстремистской направленности и террористического характера
  • государственная защита
  • оперативно-розыскная деятельность
  • Keywords:

  • ensuring security to the parties of criminal proceedings
  • offences of extremist nature and terrorist crimes
  • state protection
  • investigative activities
  • Статья посвящена актуальным вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по преступлениям экстремистского характера и террористической направленности, института защиты участников уголовного судопроизводства, оперативно-розыскному обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, на современном этапе развития российского общества.

    The article focuses on relevant matters of ensuring security for parties to criminal proceedings on offences of extremist nature or terrorist crimes, it also deals with the institution of protecting the parties to criminal proceedings, investigative support of security to the parties entitled to State protection, at the current stage of the development of the Russian society.

    Обзор статьи

    Выступая в 2014 году на расширенном заседании коллегии МВД, Министр внутренних дел Российской Федерации, В.А. Колокольцев отметил, что приоритетным направлением деятельности МВД является обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов [3].
    На сегодня успех в расследовании уголовных дел различных категорий во многом зависит от качества показаний лиц, оказавшихся в данном случае свидетелями или очевидцами событий, которые впоследствии были квалифицированы в качестве преступления. Понимая и принимая во внимании тот факт, что вещественные доказательства можно уничтожить или вовсе не оставлять их на месте происшествия, можем заключить, что качественные свидетельские показания зачастую являются единственным способом доказать причастность того или иного лица к совершению преступления. Однако данный факт принимают во внимание не только правоохранительные службы, но и лица, которые совершают противоправные действия и при этом хотят уйти от ответственности. Свидетели, потерпевшие и иные участники уголовного судопроизводства все чаще испытывают давление со стороны членов организованных групп, преступных сообществ, соучастников преступления и иных лиц, заинтересованных в противодействии правосудию. Вследствие этого, опасаясь за свою жизнь, жизнь своих близких, данные лица вынуждены уклоняться от выполнения обязанностей, возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством [7. С. 72]. Как результат – многие уголовные дела «разваливаются» в суде, ввиду отсутствия четкой доказательственной базы, преступники остаются на свободе, а потерпевшие оказываются в еще большей опасности. От того, насколько качественно создана и функционирует система защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, во многом зависит успех в расследовании уголовных дел и противодействии преступности в целом.
    Федеральным Законом РФ № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года установлена система мер государственной защиты указанных категорий лиц. Основанием для принятия решения о применении мер защиты к данным лицам является наличие реальной угрозы их жизни, здоровью, а также жизни и здоровью их близких родственников, уничтожения или повреждения имущества. При этом важным аспектом является то, что данная угроза возникла именно по причинам участия данных лиц в уголовном судопроизводстве. При наличии иных причин, защита жизни и здоровья гражданина должна осуществляться в рамках деятельности правоохранительных органов на общих основаниях.
    В законодательстве не указано, в связи с расследованием каких именно преступлений должны применяться меры защиты государственных лиц, поэтому обобщение правоохранительной практики показало, что защита осуществляется практически по всем преступлениям [5. С. 27]. Однако применение мер государственной защиты к участникам уголовного судопроизводства наиболее часто осуществляется по нескольким категориям преступлений. Среди них наиболее общественно опасными являются преступления экстремисткой и террористической направленности. В.В. Путин отметил, что экстремизм и терроризм – это серьёзная угроза всему нашему обществу. Также он подчеркнул, что эти явления взаимосвязаны и успех от борьбы с одним из них напрямую зависит от качества противодействия другому [4].
    Общественная опасность экстремизма и терроризма заключается в возможности подрыва основ конституционного, государственного и общественного строя. Терроризм и экстремизм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека [1. С. 12]. Поэтому от успешного противодействия данной категории преступлений зависит общий уровень благосостояния населения и государства.
    Следует заметить, что преступления экстремистской и террористической направленности чаще всего осуществляются организованными группами и преступными сообществами. Данный факт повышает вероятность оказания давления на правосудие, так как задержание сразу всех участников групп практически невозможно, и в то время как некоторые из преступников задержаны, определенная часть их соучастников остается на свободе и может оказывать влияние на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства. Поэтому весьма важна правильная организация государственной защиты данной категории лиц.
    Указанная деятельность носит явный нормативный характер. Она осуществляется на основании сразу нескольких нормативно-правовых актов. Среди них следует особо выделить ФЗ № 119-ФЗ от 20 августа 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите» и некоторые другие нормативно-правовые акты.
    Решение о применении мер государственной защиты вправе принимать суд, начальник органа дознания или следователь, в производстве которого находится дело. В соответствии с ч. 2 статьи 16 ФЗ № 119-ФЗ меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме. Однако дискуссионным остается вопрос отсутствия согласия лица на применение мер государственной защиты, но наличие при этом основания для их применения. На наш взгляд, в данном случае необходим комплексный подход к решению данной проблемы, состоящий из нескольких компонентов. Первый должен содержать в себе четкие данные, которые дают основание полагать, что существует прямая и явная угроза жизни и здоровью лица, а также его близких. Второй компонент включает в себя наличие основания полагать, что без правдивых свидетельских показаний или при их отсутствии доказать виновность преступников в совершении ими преступления не представляется возможным. Только при наличии этих двух компонентов, по нашему мнению, возможно применение мер государственной защиты без согласия лица.
    Важным моментом является наличие у органов внутренних дел права отказать в предоставлении мер государственной зашиты лицам – участникам уголовного судопроизводства в случае отсутствия угрозы жизни и здоровью данному лицу, а также его близким. В целях проверки наличия основания для принятия мер правоохранительные органы проводят проверку заявления, по итогам которой и принимают решение.

    Список использованной литературы

    1. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2013.
    2. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О., Бухаров Н.Н. [и др.]. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий. СПб.: ООО «ВиТ-Принт», 2011.
    3. Выступление В.А. Колокольцева на заседании коллегии МВД // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/ (дата обращения: 26.04.2014).
    4. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства Внутренних дел // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 26.04.2014).
    5. Мазова Е.И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Российский Следователь. 2013. № 6. С. 25–29.
    6. Черёмхин В.А. Оперативно-розыскные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Процессуальные и криминалистические проблемы обеспечения безопасности участников уголовного процесса: сб. материалов межвузовской научно-практической конференции. СПб., 2011. С. 64–67.
    7. Щукин А.М., Леденев В.А. Проблемы осуществления государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы ОРД: материалы научно-практической конференции. СПб., 2010. С. 71–74.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2