Особенности и риски развития научно- технического потенциала образовательных организаций

PECULIAR CHARACTERISTICS AND RISKS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS



А.А. Панарин
М.В. Сигова
А.Д. Хлутков
A.A. Panarin
M.V. Sigova
A.D. Khlutkov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
ректор АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт», кандидат экономических наук
ректор АНО ВО «Международный банковский институт», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры экономики и управления предприятиями ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук
rector, Moscow State Regional Institute of Humanities, PhD in Economics
rector, International Banking Institute, Doctor of Economics
professor, the Department of Economy and Company Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics
г. Подольск
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Podolsk
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • особенности воспроизводства научно-технического потенциала
  • реформа системы образования
  • новые подходы в области оценки качества и актуальности процесса обучения
  • интеграция образовательных организаций
  • Keywords:

  • characteristics of reproduction of scientific and technical potential
  • reform of educational system
  • new approaches to assessment quality and relevance of educational process
  • integration of educational institutions
  • Целью статьи является исследование факторов, определяющих взаимоотношения между образовательными организациями и производственной и научной сферами, а также рисков, связанных с воспроизводством научно-технического потенциала в деятельности образовательных организаций.
    В статье проанализированы особенности реализации государственных приоритетов в области сохранения научно-технического потенциала, а также раскрыты основные социально-экономические проблемы в сфере образования и обоснованы перспективные решения, направленные на оптимизацию процесса интеграции образовательных организаций в России с учетом сочетания экономических, социальных и гражданских аспектов.

    The research is aimed at considering the factors determining the relations between educational organizations and production and scientific spheres as well as risks connected with reproduction of scientific and technical potential in the activity of educational institutions.
    We analyze specific features of implementing state priorities in maintaining scientific and technical potential and reveal the key social and economic problems in the sphere of education; we substantiate long-term solutions targeted at optimizing the integration of educational institutions in Russia taking in consideration economic, social and civil aspects.

    Обзор статьи

    Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны является приоритетной задачей государства, что определяется в первую очередь уровнем развития образовательных организаций, поддержание которого является обязанностью государства. Безусловно, для того чтобы ресурсы, направленные в развитие, приносили ощутимый доход, необходима реформа системы образования, направления которой в большей части определены. На наш взгляд, наиболее ощутимые результаты роста научно-технического потенциала может дать процесс еще более глубокой интеграции образования, производства и науки. При этом процессы интеграции должны затронуть все элементы системы образования. Проведенный анализ некоторых аспектов образовательной деятельности показал, что существуют достаточно простые варианты оптимизации уже идущих процессов интеграции в сфере образования:
    ● наличие в структуре образовательных организаций научно-исследовательских подразделений;
    ● процесс образования должен быть построен таким образом, чтобы на финише выпустить специалиста-практика и исследователя, которого, прежде всего, отличает желание связать профессиональную деятельность с поиском и решением новых проблем (воспитать такого специалиста можно только в атмосфере творчества, поиска решений, обмена мнениями, споров и примеров достижений);
    ● образовательная организация может обеспечить широкое внедрение научно-исследовательской практики студентов в образовательный процесс;
    ● в подготовке кадров высшей квалификации на всех стадиях должны участвовать специалисты (педагоги-ученые), знающие современный уровень развития конкретных отраслей науки и техники, ведущие научные исследования, владеющие современными методами научного поиска, новым оборудованием и технологиями;
    ● кадровый преподаватель образовательных организаций должен быть профессионалом-педагогом и профессионалом – научным работником одновременно;
    ● кафедрам должна принадлежать ведущая роль в выборе образовательных направлений (специализаций) и организации образовательного процесса;
    ● учебные подразделения должны уметь маневрировать временным ресурсом так, чтобы происходил быстрый рост квалификации каждого члена подразделения, а также сотрудники могли реально планировать защиту кандидатских и докторских диссертаций;
    ● кафедра, ориентированная в образовательной организации на взаимодействие с научными коллективами в профессиональной и образовательной среде, может стать центром решения задач повышения квалификации (при этом именно кафедры должны иметь значительные полномочия для мобильной корректировки образовательных стандартов);
    ● в рамках выполнения исследовательских работ в образовательной организации должна быть предусмотрена возможность материального стимулирования студентов;
    ● процессы глубокой интеграции производства, науки и образования в системе образования требуют новой стратегии развития и разработки эффективной организационной структуры;
    осуществляемая реформа системы образования должна решить проблемы «дефицита времени» посредством равномерного распределения обязанностей между участниками образовательного процесса;
    ● высокие темпы развития науки в настоящее время предъявляют новые требования к выпускникам образовательных организаций, поэтому повышение качества образования стало основной стратегической задачей (однако если в ХIX веке для введения исследовательского обучения в учебный процесс потребовалось почти тридцать лет, то в XXI веке этого времени нет);
    ● в настоящее время не существует альтернативы интеграции фундаментальной науки, образования, реального производства и бизнеса (только через интеграцию можно внедрить в обучение настоящую науку и создать единую систему качественного образования и эффективной науки);
    ● успешное решение задачи повышения качества выпускника образовательной организации требует использования таких методов обучения, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся;
    ● в настоящее время активно развиваются процессы информатизации общества, поэтому необходима более гибкая система образования по использованию наиболее эффективных методов обучения.
    Современные учащиеся должны научиться самостоятельно получать новые знания, работать с информацией. При этом важно овладение способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем можно было бы использовать при необходимости повышения квалификации или изменении профессиональной ориентации. Очевидно, что самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, с начала обучения необходимо вовлекаться в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только получением знаний, но предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем [2].
    Наряду с этим, не вызывает сомнения тот факт, что научная работа, выполняемая преподавателями, будет значительно эффективней, если в составе образовательных организаций будет находиться научно-исследовательский центр, что позволит выполнять научную работу на более высоком уровне, так как в ней будет задействованы кадровые и материальные потенциалы образовательной организации. На наш взгляд, такого рода центр, имея развитую инфраструктуру маркетинга, специалистов-конструкторов и квалифицированных исполнителей, может освободить время преподавателей для повышения уровня проводимых научных работ, а научным работникам образовательной организации приобрести навыки педагогической работы.
    Отметим, что большинство российских образовательных организаций в настоящее время работают в условиях не столь значительного спроса на специалистов высшей квалификации, особенно точных специальностей. Вместе с тем потребители «продукции» образовательных организаций: КБ промышленных предприятий, академические и отраслевые НИИ, вузы, то есть именно те отрасли, которые призваны уже в среднесрочной перспективе определять конкурентоспособность материального производства России, его восприимчивость к новым технологиям, наконец, способность собственного воспроизводства, существуют в состоянии перманентной борьбы за выживание. Данное обстоятельство заставляет делать ставку на опыт и квалификацию уже сложившихся кадров и отказываться от участия в подготовке (затратной и длительной) нового поколения специалистов. При этом можно утверждать, что наукоемкие отрасли хозяйства лишены той части оборотного капитала, которая должна использоваться для воспроизводства научно-технологического потенциала.

    Список использованной литературы

    1. Алексеева С.В. Современные тенденции развития системы образования // Науковедение. 2014. № 4. С. 10.
    2. Трофименко В.М. Организационно-правовое регулирование процессов развития образования в Российской Федерации в условиях экономической нестабильности // Административное право и процесс. 2015. № 3. С. 41–44.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2