Институциональные предпосылки и особенности экономического развития Санкт-Петербурга

INSTITUTIONAL PREREQUISITES AND CHARACTERISTICS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF ST. PETERSBURG



А.В. Новиков
A.V. Novikov
a-novikov08@mail.ru
доцент кафедры экономической теории и экономической политики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Economic Theory and Economic Policy, St. Petersburg State University, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • региональные особенности
  • ментальность
  • социально-экономическое развитие
  • поведенческие стереотипы
  • Keywords:

  • regional characteristics
  • mentality
  • socio-economic development
  • behavioral stereotypes
  • При формировании инвестиционного климата и определении преимуществ любого региона необходимо учитывать все как формальные, так и неформальные факторы, определяющие условия ведения хозяйственной деятельности.
    В данной статье рассматриваются особенности экономического развития города Санкт-Петербурга через призму институциональных особенностей, в частности фактора региональной ментальности. С помощью понятий национальной ментальности в целом и региональной ментальности в частности обосновываются закономерности в экономическом поведении людей, проявляющиеся в специфике хозяйственного развития региона. Анализируются предпосылки, сформировавшие данные региональные особенности, а также ментальные характеристики, обусловившие поведенческие характеристики той социальной группы, которая формировалась в течение трёхсот лет существования города.
    Делается заключение о некотором изменении ментальных характеристик, что, однако, не снижает экономической привлекательности региона, которая в наибольшей степени проявляется при учёте институциональных факторов.

    When forming investment climate and distinguishing advantages of any region we should take into consideration both formal and informal factors determining the economic conditions.
    We look at characteristics of economic development of St. Petersburg from the point of view of institutional peculiar features including the regional mentality factor. Using the concepts of national mentality as a whole and regional mentality in particular, we substantiate certain patterns of economic behavior revealing themselves in specific characteristics of regional economic development. We analyze prerequisites that formed the characteristics in question as well as mental characteristics that determined behavioral characteristics of the social group developed during three-hundred-year history of the city.
    We make a conclusion about certain changes of mental characteristics, which do not decrease economic attractiveness of the region that mostly reveals itself when considering institutional factors.

    Обзор статьи

    В России изначально существовало несколько достаточно самостоятельных зон культурного и экономического развития, с доминированием одного или группы регионов. Исторически сложившийся регион Санкт-Петербурга и его окрестностей представлял не просто географически определенную территорию на северо-западе России, но специфический тип хозяйственной, социально-политической, культурной деятельности людей, за очень короткий исторический период сформировавшихся в общность с совершенно определенной ментальностью [10. С. 61].
    Человечество, расселяясь по территории Земли, разделялось на компактные группы, которые заселяли определенные территории и осваивали их в течение длительного исторического периода, приспосабливаясь к условиям ландшафта, климата, природных особенностей данной территории и к наличию (или отсутствию) по соседству других более или менее близких к ним групп. Эти компактные группы представляют собой определенные целостности в биосфере Земли – этносы, существующие в пространстве и времени. Существуя в специфических природных условиях, члены этноса адаптируются к ним, вырабатывая определенные, сформированные именно этими условиями специфические правила поведения – стереотипы поведения, которые, закрепляясь в обычаях, верованиях, традициях, составляют основное отличие членов одного этноса от другого [3. С. 500].
    Этнос под влиянием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием этнических, географических и климатических условий жизни этой общности) создаёт государство и культуру. Совокупность культуры и генотипа, то есть суммы всех наследственных факторов организма, формирует менталитет, или национальный характер, который можно рассматривать как некую интегральную характеристику людей, живущих в конкретной культуре, и которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [9. С. 25].
    То есть менталитет характеризует специфику общественного сознания одной группы людей относительно общественного сознания других групп людей, причём речь идёт о достаточно больших группах, таких как этнос, нация или социальный слой. В нём сжато содержится вся прошлая история некоей общности со всеми её противоречиями, найденными и ненайденными решениями проблем, путями национальной жизни. Менталитет коренится в устойчивой общности людей, объединённых единством языка, территории, экономики, психических черт на основе общей культуры. Он оказывает непосредственное влияние на экономические, политические, социальные отношения и раскрывает черты мышления и сознания достаточно крупной группы [7. С. 128].
    Менталитет можно также определить как совокупность эмоциональных, культурных, умственных особенностей, ценностных установок и ориентаций, которые присущи этнической или социальной общности индивидов [12. С. 68]. В традиционном значении «менталитет» синонимичен «ментальности» как способу видения мира и характеристике мировоззрения.
    В процессе формирования национального менталитета каждого народа важную роль играют специфические условия социально-экономического и государственно-политического развития, в соответствии с которыми также формируются традиции, обычаи и нормы поведения. Таким образом, менталитет можно определить как склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию, которые все вместе оказывают непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения.
    Российская Федерация представляет собой суперэтническую систему, состоящую из большого числа этносов. Каждый этнос, входящий в данную систему, в свою очередь, как сложная энергетическая система, состоит из элементов – субэтносов, характеризующихся фиксированным стереотипом поведения, который отличает данный субэтнос от других манерами, обхождением, способом выражать чувства, определимостью «свой–чужой», а также обычаями и традициями, которые связаны с ментальностью данного субэтноса. Взятые в совокупности ментальности субэтносов образуют менталитет этноса, или нации, как систему, которая обеспечивает каждого члена этноса моделью мировидения, мироощущения, поведения на основе тех традиций, обычаев, культуры, которые и составляют национальный менталитет.
    Возникают субэтносы вследствие разных исторических обстоятельств и природных условий. Они имеют свой временной более или менее длительный период формирования. Самым молодым и тем не менее важным в составе российского суперэтноса субэтническим образованием является население Петербурга–Ленинграда.
    В основе структуры менталитета лежит система социально-экономических интересов и система культуры данного общества.

    Список использованной литературы

    1. Алпатов Г.Е. Специфика предпринимательства в аграрном секторе России и экономическая безопасность в обеспечении населения продовольствием // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 3. С. 13–26.
    2. Белькина А.С. Социально-экономическое неравенство регионов России: пути решения проблемы // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 246–249.
    3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 532 с.
    4. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Паритет, 2006. 480 с.
    5. Коростышевская Е.М., Плотников В.А. Стратегия развития и целеполагание в региональной политике России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. Вып. 3. С. 38–46.
    6. Лихачев Д.С. Петербург в истории русской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1994. 26 с.
    7. Новиков А.В. Ментальные предпосылки хозяйственной деятельности в российском обществе // Учёные записки РГГМУ. 2014. № 33. С. 126–131.
    8. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 10. C. 346–352.
    9. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А. Современные подходы к разработке стратегий продвижения инновационных продуктов // Стратегический менеджмент. 2014. № 2. С. 23–34.
    10. Пашкус В.Ю., Пашкус Н.А., Пашкус М.В. Стратегия создания сильного культурного бренда Санкт-Петербурга, ассоциирующегося c российским арт-рынком // Стратегический менеджмент. 2015. № 2. С. 56–79.
    11. Федотов Г.П. Письма о русской культуре. М.: Русская идея, 1992. 496 с.
    12. Шевелев А.А. Социальные и ценностные основания экономического роста: трансдисциплинарный институциональный анализ // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). C. 67–73.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2