ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современные рыночные инструменты в сфере информационных услуг

MODERN MARKET INSTRUMENTS IN IT SERVICES



О.Д. Дербина
O.D. Derbina
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и менеджмента ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
candidate for PhD, the Department of Economics and Management, St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информационно-коммуникационные технологии
  • информационное общество
  • информационные услуги
  • рыночные инструменты
  • социально-экономическое развитие
  • Keywords:

  • information and communication technologies
  • information society
  • information services
  • market instruments
  • socio-economic development
  • В статье анализируются правовые положения в области развития сферы информационных услуг. Исследуются сущностные основы информационного общества и рыночные инструменты в сфере информационных услуг. Обосновывается взаимосвязь между проводимой государством политикой, использованием информационно-коммуникационных технологий и ростом социально-экономического развития.
    Полученные в исследовании результаты ориентированы на широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в регионах при устранении диспропорций в уровне развития информационного общества в субъектах РФ. Автором доказывается, что в современных условиях информационно-коммуникационные технологии выступают важным рыночным инструментом.

    We analyze legal regulations concerning the development of IT services. We research the basics of information society and market tools in the sphere of IT services. We prove the correlation between the government policy, the use of information technologies and the growth of socio-economic development.
    The results obtained are targeted at wide implementation of information and communication technologies in regions when eliminating disproportions concerning the level of development of information society in the subjects of the Russian Federation. We prove that information and communication technologies are an important market instrument under modern conditions.

    Обзор статьи

    Скорость происходящих изменений, особенно в сфере информационных услуг, приводит к тому, что вырабатываемый инструментарий, для того чтобы быть эффективным, должен содержать в себе элементы как государственных, так и рыночных инструментов. В результате реализуемые в сфере информационных услуг меры должны инициироваться как государством, так и рынком.
    В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) получают широкое распространение в таких отраслях экономики и социальной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, строительство, дорожное хозяйство, ЖКХ, безопасность жизнедеятельности, транспорт, связь, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы [3]. Такой широкий охват ИКТ становится неотъемлемым условием формирования современного информационного общества в России. Кроме того, именно ИКТ определяют дальнейшие направления социально-экономического роста и конкурентоспособности страны в целом на основе измерения ряда показателей.
    Отметим, что в 2008 году была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [5], в которой было закреплено основное содержание понятия «информационное общество», сводящееся к тому, что для информационного общества характерны:
    - высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий;
    - интенсивное использование средств ИКТ государством, бизнесом и населением.
    Кроме того, со ссылкой на международный опыт в документе было отмечено, что именно ИКТ являются локомотивом социально-экономического развития, а доступ к информации является одной из важнейших задач государства.
    Заложенные в Стратегии принципы формируемого информационного общества были сведены к следующим:
    - партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
    - доступ к информации;
    поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере ИКТ;
    - содействие развитию международного сотрудничества в сфере ИКТ;
    - обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
    В 2010 году была утверждена Государственная программа РФ «Информационное общество» на 2011–2020 годы [4], отличие которой от «Стратегии развития информационного общества в РФ» заключалось в том, что для эффективного использования информационных технологий необходимо развитие цифрового контента, инновации и эффективность госуправления. В остальном данные документы схожи друг с другом. Таким образом, преодоление разрозненности государственных информационных ресурсов выступало основным препятствием к развитию информационного общества в РФ. На решение данной задачи был нацелен Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2], предусматривающий оказание государственных и муниципальных услуг посредством ИКТ.
    Таким образом, прослеживается последовательность в формировании правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в процессе предоставления госуслуг. При этом в перечисленных выше документах не представлено сущностное содержание понятия «информационное общество», что затрудняет восприятие всех проистекающих процессов в сфере ИКТ.
    Основной понятийный аппарат ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1], который не затронули изменения в 2015 году, также не позволяет получить представление о формируемом информационном обществе. При этом в нем помимо понятия «информация» раскрыты и такие категории, как информационные технологии, информационная система и информационно-телекоммуникационная сеть.
    Таким образом, формируемая в стране информационная и коммуникационная инфраструктура ориентирована на обеспечение доступа к информации заинтересованных лиц при соблюдении информационной безопасности и налаживании взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом и населением.
    Отметим, что согласно глоссарию, представленному на сайте Минкомсвязи России [7] под коммуникационной инфраструктурой следует понимать сетевую инфраструктуру, позволяющую пользователям получать информацию из различных территориально распределенных источников посредством использования информационных технологий. В свою очередь, информационная инфраструктура представлена как взаимосвязанная совокупность информационных систем и подсистем.
    Отметим в этой связи, что государство является крупнейшим пользователем ИКТ. Для определения своего положения в глобальном информационном обществе государствами используется Индекс развития ИКТ, который является составным индексом по ряду показателей. Использование данного Индекса позволяет провести измерение:
    - уровня изменений в области ИКТ;
    - прогресса в развитии ИКТ;
    - цифрового разрыва;
    - потенциала развития ИКТ.
    В 2013 году индекс развития ИКТ в России, согласно рейтингу Международного союза электросвязи, позволил ей занять 42-е место в общем рейтинге. По сравнению с предыдущим годом данный показатель был ухудшен на одну позицию [8]. Прямо или косвенно оценить как уровень развития ИКТ, так и зрелость инструментов электронного государства в странах позволяют несколько международных рейтингов [9]. Наиболее авторитетными из них признаны рейтинги Организации Объединенных Наций (ООН), Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Всемирного банка (ВБ).
    Согласно рейтингу ООН, в 2012 году Россия по уровню развития ИКТ поднялась с 59-го на 27-е место, что стало лучшим показателем среди всех стран Восточной Европы и СНГ и лучшим результатом России за все время существования рейтинга, начиная с 2001 года. Основной причиной такого роста стало повышение уровня развития электронных услуг и уровня развития ИКТ-инфраструктуры [9]. В 2014 году Россия осталась на этом же месте.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // «Российская газета»: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html (дата обращения: 11.01.2016).
    3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244215 (дата обращения: 11.01.2016).
    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011–2020 годы)"» // «Российская газета»: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 11.01.2016).
    5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // «Российская газета»: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 11.01.2016).
    6. Всемирный экономический форум: Индекс сетевой готовности – 2015 года // Центра гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/04/17/7128 (дата обращения: 11.01.2016).
    7. Глоссарий (термины и определения) к проекту Концепции развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий в Российской Федерации (проект) // Минкомсвязь России: [сайт]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/3464/ (дата обращения: 11.01.2016).
    8. Измерение информационного общества. Отчет 2014 год // Международный союз электросвязи (МСЭ): [сайт]. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICTOI-2014-SUM-PDF-R.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
    9. Международные рейтинги уровня развития ИКТ // Экспертный центр электронного государства: [сайт]. URL: http://d-russia.ru/mezhdunarodnye-rejtingi-urovnya-razvitiya-ikt.html (дата обращения: 11.01.2016).
    10. Федеральный портал «PROTOWN.RU». URL: http://www.protown.ru/information/hide/4485.html

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2