Приоритеты обеспечения экономической безопасности России в условиях падения цен на энергоресурсы

THE PRIORITIES OF ENSURING ECONOMIC SECURITY UNDER THE DECLINE OF ENERGY PRICES



А.А. Николаев
A.A. Nikolaev
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at the Department of Labour Economics, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегия экономической безопасности
  • рынок энергоресурсов
  • рынок энергоресурсов
  • экономические реформы
  • национальная безопасность
  • Keywords:

  • economic security strategy
  • energy market
  • crisis events
  • economic reforms
  • national security
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что сегодня одной из основных задач стратегии национальной безопасности России в крайне сложных экономических условиях является сокращение уровня зависимости национальной экономики от экспортно-сырьевого потенциала страны, тем более что нынешняя нестабильность в мире носит беспрецедентный характер на фоне разрушения государственной власти в ряде стран и растущего числа неконтролируемых территорий.
    В статье проводится анализ мировой экономики и финансовых рынков на фоне падающих цен на энергоресурсы, что напрямую негативно влияет на экономику России и может сказаться как на обороноспособности страны, так и на её роли во внешней политике.
    В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительный анализ и классификация, а также системный подход к исследованию приоритетных задач Правительства РФ по реализации экспортно-сырьевого потенциала страны в крайне сложных экономических условиях, на решение которых должны быть направлены главные силы, т.к. уже понятно, что 2016 год будет серьёзным испытанием для социально-экономического развития страны. При этом автором обоснована необходимость всестороннего развития стратегических целей, которыми являются развитие приоритетных направлений экономики страны, обеспечение экономической безопасности, переход экономики на новый уровень технологического развития, вхождение России в число стран-лидеров по объёму ВВП и успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.

    The relevance of the research is substantiated by the fact that in the modern context one of the major tasks related to the strategy of the national security in Russia in difficult economic environment is to reduce national economy's dependence on export and raw potential of the country; all the more that the current global instability has been unprecedented against the background of the collapse of the State authority in certain countries and the growing number of uncontrollable territories.
    The article provides the analysis of the global economy and financial markets against the background of the decline of energy prices which has direct negative impact on the Russian economy and might affect both national defense and its role in foreign policy.
    The research has been based on the use of such methods as comparative analysis and classification. In addition the author has used the systems approach to the research of priority commitments of the Russian Government to realize national export and raw potential in extremely difficult economic environment. To meet the mentioned commitments one must focus all its energy and efforts on since it is quite clear that 2016 will be a serious challenge for the social and economic development of the country. Besides the author has substantiated the need for comprehensive development of strategic tasks which are as follows: the development of priority lines of economic activity, ensuring economic security, raising economy to a higher standard of technological development, ensuring Russian's accession to a group of world leaders in terms of GDP volume, successful resistance to internal and external risks.

    Обзор статьи

    Одной из основных задач стратегии национальной безопасности России в крайне сложных экономических условиях является на сегодня сокращение уровня зависимости национальной экономики от состояния мирового рынка энергоресурсов, т.е. зависимости экономического развития от экспортно-сырьевого потенциала страны.
    В настоящее время Правительству РФ необходимо как можно быстрее обозначить приоритетные задачи в этом направлении, на решение которых должны быть направлены главные силы, т.к. уже понятно, что 2016 год будет серьёзным испытанием для мировой экономики (начало 2016 года входит в историю как период обострения негативных прогнозов касательно стабильности мировой экономики и финансовых рынков), а негативные тенденции в экономике России могут сказаться как на обороноспособности страны, так и на её роли во внешней политике. Тем более, что необычайно сильное падение цен на нефть в начале 2016 года создало новую реальность, в которой пик экономического кризиса, скорее всего, ещё впереди.
    По всей видимости, цены на сырьё в 2016 году останутся низкими, а объёмы глобальной торговли вырастут незначительно. Ситуация с Россией также понятна. Одобренный в конце декабря бюджет РФ на 2016 год был рассчитан исходя из дефицита в 3% ВВП. В основе бюджета лежит прогноз, согласно которому средняя стоимость нефти в 2016 году составит $50 за баррель, среднегодовой курс 63,3 руб. за $1 и рост экономики на 0,7% [6]. На сегодня всё это выглядит, по меньшей мере, уже не реалистичным, а попытки оставить всё как есть без пересмотра в надежде на лучшее завтра представляют опасность для дальнейшего развития национальной экономики, а именно развития стратегических целей, которыми являются: развитие приоритетных направлений экономики страны, обеспечение экономической безопасности, создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
    Но с момента принятия бюджета РФ ситуация заметно ухудшилась. Сейчас «бочка» Brent уже стоит $32–37, а значит, российская смесь Urals стоит ещё на пару долларов меньше. Дешёвая нефть тянет за собой целый ворох проблем: слабый рубль, высокая инфляция, падение импорта и инвестиций, снижение доходов населения и потребительского спроса.
    Пока Правительство РФ свои прогнозы на следующий год не меняло и Минэкономразвития РФ ждёт роста ВВП РФ в 2016 году. Но в начале 2015 года Правительство РФ уже сталкивалось с аналогичными проблемами и сократило расходы министерств и ведомств на 10%. По всей видимости, Правительство РФ всё же проведёт секвестр бюджета на 10% и в 2016 году. Необходимо подчеркнуть, что пересмотр макропрогноза в худшую сторону уже в январе-феврале 2016 года не обязательно должен привести к немедленному пересмотру бюджета РФ на 2016 год, т.к. этот процесс может оказаться более «эластичным», поскольку заключение контрактов и доведение до получателей средств бюджетных лимитов растянуто на год. При этом сокращение бюджетных расходов не должно затронуть публично-нормативные обязательства: зарплаты бюджетников и денежное довольствие военнослужащих. Таким образом, секвестр должен сэкономить Правительству РФ около 700 млрд руб.
    На первый взгляд, действия властей РФ абсолютно логичны. Чтобы поддержать экономическое развитие в стране, власти вынужденно девальвируют рубль и тратят финансовые резервы, которые, однако, не безграничны. При этом для балансировки государственных доходов и расходов можно не только искать дополнительные доходы, но и сокращать расходы. Вместе с тем, российское правительство рискует повторить ошибку реформаторов 1990-х, которые находились в плену книжных монетаристских догм. Сокращение бюджетных расходов ведёт к падению внутреннего спроса, который и без этого сейчас довольно слабый. Падение внутреннего спроса ведёт к новому падению экономики и, как следствие, к новому сокращению доходов бюджета. Далее – по спирали. С нашей точки зрения, Правительству РФ следует наращивать расходы, чтобы поддержать экономику. Умеренный рост инфляции – разумная плата за стабилизацию ситуации в реальном секторе экономики.
    В то же время консенсус-прогнозы, которые сейчас составляют информагентства, опрашивая аналитиков, всё же предполагают снижение ВВП РФ в 2016 году в пределах 1%. А если нефтяные котировки задержатся на нынешнем уровне или упадут ещё ниже, то спад окажется гораздо глубже. Вполне вероятно, что он будет близким к показателю этого года, который ожидается на уровне 3,8–3,9%. Что касается курса рубля, то многие аналитики считают его перспективы туманными, поскольку экономика России находится в рецессии, цены на нефть колеблются у границ минимальных почти за 12 лет показателей, а рост экономики Китая, являющегося крупнейшим торговым партнёром России, замедляется.

    Список использованной литературы

    1. Киевич А.В. Нефть разворачивается: сценарии и прогнозы для экономики России // Современные аспекты экономики. 2015. № 2 (210). С. 57–74.
    2. Лейва М. Автор самых точных прогнозов по курсу рубля пообещал его укрепление // РосБизнесКонсалтинг: [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/finances/11/01/2016/56937fb09a7947413505d8eb (дата обращения: 06.01.2015).
    3. Лейва М. Состояние экономики России назвали угрозой в стратегии нацбезопасности // РосБизнесКонсалтинг: [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/politics/19/01/2016/569df7109a79471dc08c2922 (дата обращения: 06.01.2016).
    4. Милюкова Я., Нетреба П., Волкова О. Правительство пересмотрит свои прогнозы из-за падения цен на нефть // РосБизнесКонсалтинг: [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/economics/11/01/2016/5693dbb49a7947 a8142c72e1 (дата обращения: 06.01.2016).
    5. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Белый дом: Минфин США следит за падением рынка акций // Вести. Экономика: [сайт]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/66354 (дата обращения: 06.01.2016).
    6. Разуваев А. Правительству РФ следует наращивать расходы, чтобы поддержать экономику // Инвестиционный холдинг «Финам»: [сайт]. URL: http://www.finam.ru/analysis/investorquestion00001/pravitelstvu-rf-sleduet-narashivat-rasxody-chtoby-podderzhat-ekonomiku-20160112-12300/ (дата обращения: 06.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2