Комплекс срочных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса

COMPLEX OF URGENT MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES UNDER CRISIS



В.А. Драбенко
Е.Ю. Шигин
V.A. Drabenko
Ye.Yu. Shigin
drv@rshu.ru
drv@rshu.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор
специалист кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior lecturer at the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Engineering, PhD in Economics, professor
specialist at the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology,
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • государственная политика
  • государственное вмешательство
  • сектор малого и среднего предпринимательства
  • кредитование малого и среднего предпринимательства
  • Keywords:

  • government policy
  • government intervention
  • sector of small and medium-sized business
  • crediting of small and medium-sized business
  • Актуальность темы статьи обусловлена значимостью развития малого и среднего предпринимательства для экономики страны. В статье рассматриваются важнейшие проблемы развития малого и среднего бизнеса с позиции формирования инновационно-оптимизационного механизма поддержки и регулирования. Авторы обосновывают идею о необходимости срочной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России в связи с тем, что законодательная база в данной сфере, принятая в условиях стабильности и высоких цен на энергоресурсы, не соответствует нынешней экономической ситуации. Особое внимание авторы уделяют проблеме кредитования малого и среднего предпринимательства.

    The relevance of the research is determined by the importance of developing small and medium-sized business for the national economy. We consider the key problems of developing small and medium-sized business from the point of view of forming an innovation-optimization mechanism of support and regulation. We substantiate the need for urgent state support of small and medium-sized business in Russia due to the fact that the legislation in the sphere in question approved under the conditions of stability and high prices for energy resources does not correspond to current economic situation. Special attention is paid to the problem of crediting small and medium-sized business.

    Обзор статьи

    На опыте развитых стран можно заметить тот факт, что развитие экономики государства во многом зависит именно от малого и среднего предпринимательства (МСП), доля которого в Российской Федерации, к сожалению, ничтожно мала. Доля МСП в ВВП страны не превышает и 20%, в то время как, например, в Китае 60% [1].
    Прежде чем перейти к извечным проблемам малого и среднего предпринимательства в России, хотелось бы отметить тот факт, что, несмотря на предпринимаемые государством меры, субъекты МСП недостаточно вовлечены в процесс государственной поддержки, иначе невозможно объяснить то, что лишь 20 % компаний в той или иной степени пользуются предоставляемыми государством инструментами [1]. В первую очередь, это проблема информированности представителей МСП о существующих мерах поддержки [4].
    Современные реалии, в которых оказалась Россия, требуют определённого подхода к субъектам малого и среднего предпринимательства. Законодательная база и комплекс мер поддержки МСП, принятые в условиях стабильности и достаточно высоких цен на энергоресурсы, не соответствуют сложившейся ситуации, и поэтому необходим комплекс срочных мер поддержки МСП.
    Одно из первых и, можно сказать, самых главных действий, которое в подобных условиях должно совершить государство, это проведение достаточно широкого наблюдения за деятельностью МСП в России за 2015 год, которое проводится Федеральной службой государственной статистики (Росстат) [1].
    Полномасштабное наблюдение охватит индивидуальных предпринимателей и все разновидности предприятий, кроме сектора крупного предпринимательства. Это даст четкое понимание того, насколько реальной силой обладает сегмент малого и среднего предпринимательства в условиях нынешнего кризиса, впрочем, эта мера должна применяться не только в секторе МСП, так как она показывает реальную картину вызовов и перспективных направлений развития той или иной отрасли. Но сейчас речь идёт исключительно о МСП, которое в результате проведения наблюдения получит новые варианты поддержки и преференции. Государство, в свою очередь, сможет понять, на какую помощь от бизнеса оно может и должно рассчитывать.
    Отсутствие полного набора статистических данных не говорит о том, что у государства нет механизмов поддержки. В России всегда остаётся ряд извечных проблем, которые формируют поле для действия государственной поддержки и государственных программ.
    Стоит признать, что экономический кризис создаёт перед сектором МСП ряд естественных проблем: дорогие кредиты, повышение арендных ставок, падение реальных доходов населения и т.д. Но как не парадоксально, несмотря на растущую государственную поддержку, именно государство в той или иной степени создает ряд препятствий для развития малого и среднего предпринимательства.
    В первую очередь, это проявляется в высоком уровне бюрократии. В 2015 году от предпринимателей всё ещё требуют вести рукописную документацию, например, журнал кассира-операциониста [3]. Конечно, сокращение такого рода предпринимательских издержек является одним из основных направлений государственной политики, которое подразумевает упрощение ведения и сдачи необходимой отчётности, механизм предоставления которой весьма запутан и предполагает передачу данных в различные ведомства.
    Для понимания масштабов проблемы стоит упомянуть тот факт, что на сегодня в России существуют около 800 нормативно-правовых актов, в которых сформированы требования к нескольким тысячам форм отчётности [2].
    Решением вышеупомянутой проблемы может стать единый реестр, в котором компании смогут найти необходимые реквизиты для отчетности, шаблоны и формуляры. Общий реестр позволит сократить дублирующуюся отчётность, которая отправлялась в различные ведомства, а также сократит время подачи необходимых отчётных документов, что существенно снизит бюрократические издержки бизнеса в условиях кризиса и не только.

    Список использованной литературы

    1. Кризис – время новых возможностей. 30 октября 2015 г. // Торгово-промышленная палата Ставропольского края: [сайт]. URL: https://tpprf.ru/ru/news/regional/106757/?ID=106757& (дата обращения: 04.11.2015).
    2. Поддержка вместо проверок // Российская Бизнес-газета. 2015. 17 февраля. № 985. URL: http://www.rg.ru/2015/02/17/meri.html (дата обращения: 05.11.2015).
    3. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Управление кредитования среднего и малого бизнеса. ОАО «Русь-Банк»: [сайт]. URL: http://www.consult-cct.ru/strahovanie/a121.html (дата обращения: 04.11.2015).
    4. Фаляхов Р. Малому бизнесу нашли начальника // Газета.ru: [сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/10/02/7791857.shtml (дата обращения: 05.11.2015).
    5. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства // Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/ (дата обращения: 05.11.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2