Выбор баланса дисциплин в образовательной программе для успешного формирования необходимых компетенций выпускника

CHOICE OF BALANCE OF DISCIPLINES IN EDUCATIONAL PROGRAM FOR SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF NECESSARY GRADUATE’S COMPETENCES



Г.В. Алексеев
М.Г. Ковязина
А.Н. Пальчиков
Gennady Alexeev
Marina Kovyazina
Anatoly Palchikov
gva2003@rambler.ru
marinaxim@rambler.ru
dekanattpp@mail.ru
Head of the Department of IT and Higher Mathematics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Engineering, professor
senior lecturer of the Department of Management of Social and Economic Processes of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Psychology
Deputy Dean of the Faculty of Food Engineering and Automation of ITMO University, PhD in Engineering, associate professor
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
Gatchina
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • совершенствование образовательного процесса
  • экспертные оценки
  • высшие учебные заведения
  • компетенции
  • нечеткая логика
  • Keywords:

  • educational process improvement
  • expert judgements
  • institutions of higher education
  • competences
  • fuzzy logic
  • Статья посвящена обсуждению проблем совершенствования образовательного процесса высших учебных заведений за счет пересмотра баланса учебных дисциплин в связи с введением новых образовательных стандартов. Применяемые в настоящее время методы формирования учебных планов не всегда объективно учитывают взаимное влияние и преемственность учебных дисциплин отдельных блоков. В статье описаны возможности формализации их выбора в рамках подходов нечеткой логики. С этой целью определены важнейшие показатели и методика определения значимости баланса отдельных дисциплин на основе экспертных оценок и составлена соответствующая компьютерная программа, реализующая подходы нечеткой логики.

    The research is dedicated to discussing the problems of improving the educational process at institutions of higher education via reviewing the balance of disciplines due to the introduction of the new educatuional standards. Current methods of making a curriculum donot always allow to objectively consider mutual influence and succession of various disciplines belonging to different units. We describe ways to formalize the selection of them applying fuzzy logic approaches. For that we determine the key indicators and methods to define the importance of balance of various disciplines on basis of expert judgements and design a computer program applying fuzzy logic approaches.

    Обзор статьи

    В настоящее время система высшего образования в Российской Федерации находится в стадии модернизации, основой данного процесса является реализация Федерального закона № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и последующие нормативно-правовые акты, а также модернизированные федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС 3+). Введение новых государственных стандартов, к которому активно подключаются все высшие учебные заведения, отражает современный этап реформирования отечественного образовательного сообщества.
    Региональные системы образования столкнулись сегодня с серьезной необходимостью пересмотра стратегии развития, что, в первую очередь, требует разработки принципиально новых его оснований и приоритетов. Одним из таких приоритетов является интеграция образовательных учреждений с целью наиболее оптимального использования их ресурсов и повышения качества образовательного процесса. Речь идет о качестве образования как феномене, отражающем его роль в развитии современного общества, кадровой политики регионов и возможности влияния образовательных учреждений на инновационное развитие не только образовательной и научной, но и социальной среды.
    Необходимость процесса модернизации, по мнению специалистов, вызвана отчасти тем, что в системе высшего образования по ряду направлений сформировался некоторый разрыв между глобальными социально-экономическими потребностями общества и получаемыми результатами образования:
    между общим невысоким уровнем образованности населения и объективными высокотехнологичными требованиями времени;
    между реальной профессиональной ориентацией и потенциальными потребностями человека в удовлетворении разнообразных духовно-интеллектуальных интересов;
    между современными методологическими подходами к передовым наукам и несовершенными подходами к их преподаванию.
    Современные требования к результатам образования выражаются в гуманистической направленности традиционных, инновационных, а также аксиологических подходов. Сложные переплетения и взаимосвязи процесса обучения студента и социализации его личности в образовательном пространстве высшей школы требуют в качестве основной цели образования обозначить личностное самоопределение и профессиональную компетенцию специалиста [3; 9].

    Список использованной литературы

    1. Алексеев Г.В., Гончаров М.В., Холявин И.И. Численные экономикоматематические методы и оптимизация. СПб.: ГИОРД, 2014. 272 с.
    2. Алексеев Г.В., Холявин И.И. Численные экономикоматематические методы и оптимизация. Гатчина: Издво ГИЭФПТ, 2011. 209 с.
    3. Андронатий В.В. Диалектика педагогического взаимодействия в образовательной среде высшей школы. СПб.: Наука, 2006. 187 с.
    4. Боровков М.И. Патриотизм как критерий отечественной элиты // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 2. С. 88–105.
    5. Боровков М.И., Алексеев Г.В. Основы защиты интеллектуальной собственности. СПб.: Интермедия, 2012.
    6. Боровков М.И., Алексеев Г.В. Выпускник университета – элита рынка рабочей силы реального сектора экономики? // Техникотехнологические проблемы сервиса. 2014. № 1 (27). С. 118–122.
    7. Боровков М.И., Коломоец С.А., Белова Н.Н. Роль академических коммуникаций в формировании общекультурных компетенций студента // Вестник Российской академии естественных наук (СанктПетербург). 2010. № 4. С. 112–114.
    8. Ковязина М.Г., Алексеев Г.В., Пальчиков А.Н., Холявин И.И. Нечеткая логика как инструмент оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения // Вестник Российской академии естественных наук (СанктПетербург). 2014. № 4. С. 90–95.
    9. Пальчиков А.Н. Реформа высшего образования в Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. № 2. С. 28.
    10. Kosko B. Fuzzy thinking. Hyperion, 1993.
    11. McNeill D., Freiberger P. Fuzzy Logic. Touchstone Rockefeller Center, 1993.
    12. Zadeh L. Fuzzy Sets // Information and Control. 1965. № 8(3). June. Р. 338–353.
    13. Zadeh L. Outline of a New Approach to the Analysis of Complex Systems and Decision Processes // IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics. SMC3(1). 1973. January. Р. 28–44.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2