Избирательная система парламентских выборов: терминология, эволюция, проблемы

ELECTORAL SYSTEM FOR PARLIAMENTARY ELECTIONS: TERMINOLOGY, EVOLUTION, CHALLENGES



Л.А. Голубева
С.А. Серебряков
L.A. Golubeva
S.A. Serebryakov
golubeva.giefpt@yandex.ru
7551004@mail.ru
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат юридических наук
ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Associate Professor of the State Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD
Lecturer at State Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • выборы;
  • избирательная система
  • парламент
  • Государственная Дума
  • Федеральное Собрание
  • Российская Федерация
  • «электоральная партия»
  • «парламентская партия»
  • Keywords:

  • elections
  • electoral system
  • the Parliament
  • the State Duma
  • the Federal Assembly
  • the Russian Federation
  • “electoral party”
  • the parliamentary party
  • Современная политическая картина мира все чаще использует в качестве иллюстрации демократии степень развитости избирательной системы. Понятие и сущность избирательной системы состоит не только в том, чтобы определить результат выборов. Характеристики избирательной системы позволяют отразить степень репрезентативности взглядов избирателей на уровне государственного управления. Политические и правовые проблемы, связанные с проведением выборов в российском государстве, составляют немалую долю исследований как в прошлом, так и в настоящем.
    Для достижения целей исследования проведен анализ содержательного значения термина «избирательная система» с учетом требований формальной логики, рассмотрены ключевые аспекты эволюции российской избирательной системы в ретроспективе, выявлены проблемы современного этапа избирательной системы на парламентских выборах в Российской Федерации и предложены пути их решения при использовании синергетического метода.

    In the context and against the backdrop of the modern political worldview the electoral system maturity level has increasingly been used as an illustration of democracy. The concept and the essence of the electoral system are not only to identify the results of elections. Characteristics of an electoral system allow reflecting the degree of representativeness of electorate’s views at the level of State Administration. Political and legal issues with regard to conducting elections in the Russian Federation have formed a considerable part of the researches both in the past and nowadays.
    In order to achieve the goal of the current research the meaning of the terms “electoral system” has been analyzed with account to formal logic requirements, key aspects of the Russian electoral system development have been retrospectively examined, problems of current stage of electoral system for parliament elections in the Russian Federation have been revealed with synergetic method based ways of how to address these challenges having been proposed.

    Обзор статьи

    Избирательное право, регулирующее порядок проведения выборов, последние два десятилетия является самым нестабильным, динамично развивающимся, постоянно изменяющимся институтом конституционного права Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ являются наиболее значимыми в избирательной системе России, поскольку нижняя палата парламента является представительным органом (во всяком случае, должна таковой являться).
    Избирательную систему неэффективно рассматривать в узком смысле – только как порядок определения результатов выборов, в этом случае логичнее использовать термин «электоральная формула». Избирательная же система по своему содержанию представляет всю совокупность отношений, возникающих в процессе реализации избирательного права: как активного, так и пассивного, в том числе и организационных отношений, связанных с их реализацией.
    Во многих работах развитие избирательной системы в России обозначается терминами «трансформация», «модернизация» или «реформирование». Возможно, такой подход оправдан, но при этом все эти термины предполагают наличие некоего субъекта, осуществляющего это развитие. Более предпочтительным представляется термин «эволюция избирательной системы», поскольку он признает существование множественности факторов, оказывающих влияние на развитие избирательной системы.
    Эволюция избирательной системы, используемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начинается с Указа Президента РФ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1993 года были регламентированы Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента РФ от 01.10.1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период». Согласно Положению, выборы депутатов Государственной Думы проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональ-ной избирательной системе. Избирательные объединения – общефедеральные партии, общефедеральные политические движения, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов, для участия в выборах должны были предоставить 100 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. На выборах 1993 года существовал 5%-й барьер для избирательных объединений.
    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва состоялись 17 декабря 1995 года и регламентировались Федеральным законом от 21.06.1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основными отличиями выборов 1995 года от выборов 1993 года было следующее:
    – для участия в выборах партия должна была предоставить 200 тысяч подписей избирателей в свою поддержку (т.е. в два раза больше);
    – участвовать в выборах могли только избирательные объединения, созданные в порядке, установленном федеральными законами, устав которых предусматривал участие в выборах;
    – избирательные блоки, определяя порядок размещения кандидатов в списке, должны были разбить список полностью или частично на региональные группы кандидатов (по субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации).
    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва проводились в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и состоялись 19 декабря 1999 года. Основные отличия выборов 1999 года заключались в следующем: в качестве альтернативы сбора подписей за выдвижение кандидатов впервые введен избирательный залог; введено понятие «открепительное удостоверение».
    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва прошли 7 декабря 2003 года, они регламентировались Федеральным законом от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и имели следующие основные отличия:
    – в выборах принимают участие только политические партии;
    – список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы, составляется федеральным органом, уполномоченным принимать решение о регистрации политических партий;
    – общественные объединения имеют право участвовать в выборах только в составе избирательных блоков;
    – численность избирательных блоков – не более трех организаций, из которых как минимум одна – политическая партия.
    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва прошли 2 декабря 2007 года и регламентировались Федеральным законом от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основными отличиями выборов депутатов ГД ФС РФ пятого созыва являлись:
    – это были первые выборы, проходившие по пропорциональной системе, т.е. на которых отменена мажоритарная составляющая;
    – заградительный барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5% до 7%;
    – законодательно убран нижний порог явки;
    – законодательно убрана возможность голосовать против всех;
    – членам одной партии запрещено проходить по спискам другой партии;
    – партиям запрещено объединяться в выборные блоки;
    – на момент объявления выборов насчитывалось 15 партий;
    – запрещены независимые российские наблюдатели;
    – федеральная часть списка не могла состоять более чем из 3 человек.
    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная Дума избиралась на пять лет. В качестве участников выборов были зарегистрированы все семь официально зарегистрированных в РФ политических партий. Особенностями выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва являлось следующее:
    – отменен избирательный залог;
    – партии, набравшие от 5 до 6% голосов, могли получить по одному мандату в Государственной Думе, партии, набравшие от 6 до 7%, – два мандата. Ни одна из партий не смогла показать подобный результат.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 4 мая. № 99.
    2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова» // Российская газета. 2013. 23 октября. № 238.
    3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.), вместе с Протоколом № 1 (подписан в г. Париже 20.03.1952 г.), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первый Протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963 г.), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. 8 января. № 2. Ст. 163.
    4. Выступление сопредседателя партии «Правое дело» Г.Г. Бовта на заседании Государственного совета Российской Федерации 22 янв. 2010 г. // Стенографический отчет о заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития политической системы России 22 янв. 2010 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/6693 (дата обращения: 20.12.2013)
    5. Носкова Е.Ю. Модернизация избирательной системы России: эволюция или реверсирование? // Власть. 2011. № 10. С. 38.
    6. Laakso M., Taagepera R. Effective Number of Parties: a Measure with Application to Western Europe // Comparative Political Studies. 1979. № 12. P. 3–27.
    7. Lijphart Arend Electoral Systems and Party Systems: A Study of Twenty-seven Democracies, 1945–1990. Oxford, 1995.
    8. Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание // SUBSCRIBE.ru: информационный канал. URL: http://subscribe.ru/archive/law. europeancourt/201311/19001008.html? clearview (дата обращения: 25.12.2013)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2