Влияние сезонности на эффективность функционирования предприятий сферы сервиса

IMPACT OF SEASONALITY ON EFFECTIVENESS OF SERVICE COMPANIES



А.А. Черемисина
A.A. Cheremisina
сheremi-nastya@yandex.ru
доцент кафедры экономики предпринимательства ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
senior lecturer at the Department of Economy of Entrepreneurship of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сезонность
  • эффективность
  • сфера сервиса
  • стратегические меры
  • тактические меры
  • занятость
  • Keywords:

  • seasonality
  • effectiveness
  • service sphere
  • strategic measures
  • tactical measures
  • employment
  • В статье в систематизированном виде рассмотрены экономические и организационно-технологические проблемы, возникающие вследствие влияния фактора сезонности на деятельность предприятий сферы сервиса. Предложено разделение всего комплекса мер по нивелированию негативных последствий сезонного характера производства услуг на стратегические и тактические. Дана их характеристика и определена степень влияния на эффективность функционирования предприятий сферы сервиса. Предложено применение ряда тактических маркетинговых приемов не просто для стимулирования потребительской активности в текущей деятельности предприятия, а в качестве мер по преодолению зависимости от сезона. Обоснована важность использования творческого подхода, а также мер маркетинга отношений в решении проблемы сезонности.

    We systemize economic, organizational and technological problems arising due to the impact of seasonal factors on the activities of service companies. We suggest classifying the whole set of measures aimed at coping with negative consequences of seasonality and dividing them into strategic and tactical.
    We consider their characteristics and assess the degree of their influence on the effectiveness of service companies. Applying a number of tactical marketing techniques is proposed not only to stimulate consumer activity in current business but also as measures to overcome seasonality. We prove the importance of creative approach and substantiate measures of marketing of relationship in addressing seasonality.

    Обзор статьи

    Объективной закономерностью развития современной экономики России является ускоренный рост сферы услуг и возрастание ее роли в обеспечении духовных и материальных потребностей личности, в рациональном использовании свободного времени, эффективном решении проблем занятости населения.
    Включая в себя большое многообразие подотраслей, обусловленных удовлетворением множества потребностей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, сфера сервисаиграет ключевую роль в повышении качества жизни населения [3].
    Важнейшей особенностью предприятий сферы услуг, в значительной мере определяющей эффективность их функционирования, является неравномерное поступление заказов в течение года, или сезонность.
    Сезонные колебания спроса на услуги вызываются как природно-климатически-ми (смена времен года), так и социальными (праздники, традиции, уровень доходов населения) причинами [2].
    Повышение эффективности работы предприятий сферы сервиса, заключающееся в достижении максимальных результатов с наименьшими затратами всех видов ресурсов, предусматривает возрастание таких показателей, как производительность труда, фондоотдача, рентабельность, что может быть достигнуто посредством более полного удовлетворения множества разнообразных потребностей населения, повышения качества и культуры обслуживания, минимизации сроков оказания услуг, применения различного рода форм обслуживания потребителей, устранения влияния фактора сезонности.
    Исследование влияния сезонных колебаний спроса на эффективность функционирования предприятий сферы сервиса обусловлено необходимостью разработки и внедрения действенных, экономически целесообразных мер, направленных на ликвидацию или минимизацию отрицательных последствий проявления сезонности, либо на разумное приспособление к ней.
    Таким образом, основная задача заключается в том, чтобы при объективном действии фактора сезонности последствия его воздействия практически не оказывали бы значительного влияния на показатели финансово-экономической деятельности предприятий сферы сервиса.

    Список использованной литературы

    1. Бурменко Т.Д. [и др.] Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг / ред. Т.Д. Бурменко. М.: КноРус, 2010.
    2. Кара А.Н., Спиридонова Е.Е., Воронина Н.А. Экономика сферы обслуживания / ред. Л.И. Ерохина. М.: Академия, 2010.
    3. Левитина И.Ю., Ялунер Е.В. Экономика отрасли (сферы сервиса) / С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
    4. Черемисина А.А. Организация обслуживания населения и путешествующих в системе туристского сервиса / С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006.
    5. Ялунер Е.В. Основы формирования системы стратегического планирования социально-культурного развития предприятий сферы услуг: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2