ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О некоторых экономико-правовых аспектах «санкционного» противостояния России и западных держав

ON ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF SANCTIONS CONFRONTATION BETWEEN RUSSIA AND WESTERN STATES



А.Б. Новиков
В.П. Назаров
A.B. Novikov
V.P. Nazarov
docanovikov@mail.ru
zahr@list.ru
зав. кафедрой финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of Financial and Administartive Law Department, "Saint-Petersburg State University of Economics", Doctor of Law, an Associate Professor
a PhD student at Financial and Administartive Law Department, "Saint-Petersburg State University of Economics"
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономические санкции
  • ограничение экспорта и импорта
  • асимметричность санкций
  • единая таможенная политика Таможенного союза
  • Keywords:

  • economic sanctions
  • export and import restrictions
  • asymmetry of sanctions
  • a uniform customs policy of the Customs Union
  • Сегодняшние комплексные попытки экономического воздействия коалиции США и государств Европы на Российскую Федерацию являются злободневно-актуальной и одновременно сложной, многоплановой проблемой.
    В статье первоначально анализируется правовое содержание ответных санкций, применяемых Российской Федерацией, а затем характеризуются особенности их реализации в общих условиях Таможенного cоюза.
    Выявлено асимметричное содержание таких взаимных санкций, как ограничение экспорта (со стороны Запада) и ограничение импорта (со стороны России). Показано, что применение конкретных санкций со стороны России обусловлено федеральным законодательством, принятым еще до формирования Таможенного cоюза и присоединения Российской Федерации к ВТО. Указано на необходимость соблюдения принципов единой таможенной политики Таможенного союза по всем ее составляющим государствами-членами Таможенного союза и закрепления соответствующих положений в соглашениях Евразийского экономического союза.
    На основе применения системного анализа, формально-логического метода, метода сравнительного правоведения уточняется содержание и правовое обоснование экономических санкций, применяемых Российской Федерацией, и обнаруживаются перспективы применения указанных мер в условиях Таможенного cоюза.

    Today's efforts to influence Russia economicaly which the USA and EU coalition has undertaken lately is considered to be a burning relevant issue on the one hand and a complex multi-aspect problem on the other hand.
    The article presents prime analysis of the legal content of the sanctions that the Russian Federation has developed in response and describes specific featurers of their implementation in the Customs Union environment.
    An asymmetrical content of such reciprocal sanctions as export restrictions (from the West) and import restrictions (from Russia) has been revealed. It is demonstrated that emposing particular sanctions by Russia is based on federal laws adopted even before foundation of the Customs Union and accession of the Russian Federation to WTO. It is noted that principles of the Customs Union uniform customs policy should be followed and met by all Customs Union member states and that the relevant provisions should be set forth in Euroasian Economic Union conventions.
    On the basis of the use of the system analysis, Aristotelian method along with comparative jurisprudence the author clarifies the content and legal reasoning of the economic sanctions emposed by the Russian Federation and reveals perspectives of implementation of the said measures in the Customs Union environment.

    Обзор статьи

    В настоящее время формируется возможность осуществить первые серьезные оценки экономической действенности и правовой обоснованности взаимных санкций, примененных коалицией государств Европы и США против России и введенных Российской Федерацией в качестве ответных мер. Особо важно, что мотивация санкций против России требует отдельного исследования и явно обнаруживает зависимость от решения США глобальных политико-экономических задач на современном этапе, в том числе она связана с преемственным противостоянием США с СССР, а затем с Российской Федерацией и рядом стран СНГ, а не с «внезапной» необходимостью указать Российской Федерации на «политические ошибки» в урегулировании судьбы Крыма. Соответственно и ответные меры России должны быть обусловлены, по нашему мнению, их глобальной мотивацией и стратегическим вектором. В противном случае может обнаруживаться существенная экономико-политическая асимметричность санкций (стратегический характер санкций США и оперативный характер санкций Российской Федерации). При этом в соответствии с отечественным законодательством специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения [1]. Следовательно, обстоятельства, послужившие основанием применения мер, образуют конкретный юридический состав и требуют четкой правовой идентификации, не терпящей поверхностного подхода.
    По поводу содержания санкций аналитикам сложно возражать против того, что Запад применил в основном «ограничение и запрет экспорта», а Россия ввела «ограничение импорта». Таким образом, обнаруживается «инструментальная» асимметричность санкций. Здесь с теоретико-правовой точки зрения чрезвычайно интересно установить имел ли место отказ российских субъектов от внешнеэкономических контрактов в согласованном между собой гражданско-правовом и административно-правовом порядке или внешнеэкономические отношения прервались по «форс-мажорным обстоятельствам». Экономическая асимметричность данных мер очевидна и в известной степени опирается на различные расчеты экономической эффективности. Здесь и возникает формальная необходимость их правой интерпретации в свете принципов Евразийского Таможенного Союза, национального законодательства государств-членов Таможенного союза, принципов Всемирной таможенной организации (ВТО), полноправным членом которой ныне является Российская Федерация. Это первый экономико-правовой аспект рассматриваемой проблемы.
    Участники внешнеэкономической деятельности и аналитики быстро обнаружили, что ответные санкции, введенные Российской Федерацией, не являются едиными санкциями Таможенного союза. Так, Республика Беларусь подтвердила, по сообщениям СМИ, что поддержит «санкционный режим», введенный Россией, однако это не означает, что Республика Беларусь также вводит «ограничение импорта». Заметим, что в такой ситуации юридически существенно различаются процессы импорта товаров в Республику Беларусь, где они становятся товарами Таможенного союза, и импорта товаров в Российскую Федерацию через белорусский периметр таможенной границы Таможенного союза. В отношении соответствующей позиции Республики Казахстан СМИ были существенно более сдержанны, как и в отношении действий и решений межгосударственных органов Таможенного союза. Более того, внимание аналитиков переключилось на те аспекты введения Россией санкций, которые могут быть успешно использованы Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в целях позитивной корректировки потоков «товаров Таможенного союза» из этих государств в Российскую Федерацию.
    При этом подчеркнем, что базовым давно общепризнанным принципом функционирования Таможенного Союза является проведение государствами-участни-ками единой таможенной политики в отношении третьих стран. Применение санкций Российской Федерацией пока происходит вне указанной единой таможенной политики, что требует определения принципиальных границ единства таможенной политики для государств-чле-нов Таможенного союза (предметов, определяющих указанное единство, и процедур). Это второй экономико-правовой аспект рассматриваемой проблемы.
    По первому экономико-правовому аспекту проблемы подчеркнем, что введение ограничения импорта со стороны Российской Федерации имеет непосредственное правовое закрепление в Указе Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [2]. Согласно Указу органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности следует исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Правовой механизм реализации данного решения устанавливается Правительством Российской Федерации. Обращает на себя внимание товарный состав, подпадающий под запреты и ограничения импорта. Оборот указанных товаров имеет прямое отношение к обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации, однако западные державы не имели намерения ограничивать соответствующий экспорт и несут значительные экономические потери.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 44.
    2. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 27.10.2014).
    3. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 12. Ст. 1552.
    4. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года // Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 27.10.2014).
    5. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 42. Ст. 5299.
    6. Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г. // Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 27.10.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2