ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг

Forming Development Strategy for Consulting Companies



М.В. Сигова
А.В. Верховцева
А.Е. Журавлев
M.V.Sigova
A.V. Verkhovtseva
A.E. Zhuravlev
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
проректор по научной работе АНО ВПО «Международный банковский институт», доктор экономических наук, доцент
декан факультета очного и очно-заочного обучения АНО ВПО «Международный банковский институт»
аспирант кафедры финансов АНО ВПО «Международный банковский институт»
vice-rector for scientific research of International Banking Institute, Doctor of Economics, associate professor
dean of the Faculty of Full-time Tuition and Tuition by Correspondence of International Banking Institute
candidate for PhD at the Department of Finance of International Banking Institute
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Предложена многоуровневая иерархическая модель формирования стратегии развития консалтинговой компании, включающая следующие направления разработки общей стратегии развития: формирование стратегии организационного развития; формализация стратегии сохранения и развития ключевых конкурентных преимуществ и разработка функциональной стратегии.
We suggest creating a multi-level hierarchical model of forming a development strategy of a consulting company including the following areas of general development strategy: forming the organizational development strategy, formalizing the strategy of keeping and developing key competitive advantages and developing the functional strategy.

Ключевые слова:

  • консалтинг
  • управление
  • сфера услуг
  • организационное развитие
  • конкурентоспособность
  • Keywords:

  • consulting
  • management
  • service sphere
  • organizational development
  • competitiveness
  • Современное общество все в большей степени приобретает информационно-знаниевый характер, в связи с чем отдельный участник экономической деятельности уже не способен самостоятельно решать огромный комплекс задач по сбору, систематизации, анализу информации и последующему принятию управленческих решений, без чего он не способен эффективно функционировать на конкурентных рынках. Все это делает важным формирование рынков консалтинговых услуг, что обосновывает актуальность вопросов формирования стратегии развития компаний сферы консалтинговых услуг. В ходе исследования авторами использованы такие методы, как сравнительный анализ, синтез и группировка, а также применен системный подход к исследованию вопросов формирования стратегии развития. Авторами предложена многоуровневая иерархическая модель формирования стратегии развития консалтинговой компании, включающая следующие направления разработки общей стратегии развития: формирование стратегии организационного развития; формализация стратегии сохранения и развития ключевых конкурентных преимуществ и разработка функциональной стратегии. При этом авторами разработана структура факторов первого уровня, позволяющая определить стратегию развития в рамках предложенной модели.
    The modern society tends to acquire information-and-knowledge character, due to this tendency a single participant of economic activity is unable to solve independently a whole range of tasks concerning collecting, systemizing, analyzing information and to make managerial decisions; the lack of this ability prevents him from acting effectively at competitive markets. The above mentioned facts make the creation of consulting services market particularly important, which results in increasing relevance of forming the strategy for the development of consultancy businesses. For the research we applied such methods as contrastive analysis, synthesis and grouping as well as system approach to investigating the issues of forming development strategy. We suggest a multi-level hierarchical model of forming a strategy for the development of a consulting company including the following trends of general strategy development: forming the organizational development strategy, formalizing the strategy of keeping and developing key competitive advantages and developing the functional strategy. We have worked out the structure of first-level factors, which enables us to determine the development strategy within the model proposed.

    Обзор статьи

    Современное общество все в большей степени приобретает информационно-зна-ниевый характер. Без овладения и постоянного обновления знаний хозяйствующий субъект не способен эффективно функционировать на конкурентных рынках. В то же время отдельный участник экономической деятельности не способен самостоятельно, без профессиональной поддержки, решать огромный комплекс задач по сбору, систематизации, анализу информации и последующему принятию адекватных управленческих решений на ее основе. Все это делает важным формирование рынков консалтинговых услуг, призванных как раз обеспечить участников экономической деятельности соответствующей продержкой. Рынок консалтинга является весьма разрозненным с позиции оценки качества и эффективности предоставляемых потребителю услуг. Основной услугой, предоставляемой компаниями сферы управленческого консалтинга, являются информация и знания, позволяющие повышать экономическую эффективность деятельности организации и стимулировать качество предоставляемых услуг. Очевидно, что благодаря этому консультанты сами первыми «получают доступ» к наиболее эффективным принципам управления и могут внедрить их в своих организациях. Именно поэтому данные компании представляют наибольший интерес как объект исследования проблем обучающихся организаций. Причин привлечения консультантов может быть несколько. Наиболее распространенными являются [1]: ● стремление получить новую и актуальную информацию от консультантов, что позволит расширить информационную базу для принятия управленческих решений; ● желание топ-менеджеров и акционеров создать условия для конкуренции идей между собственными специалистами и консультантами; ● недостаточность квалификации сотрудников компании для решения возникающей проблемы; ● отсутствие возможности повысить загрузку работников без потери уровня их эффективной отдачи. Все эти проблемы должны учитываться при формировании стратегического плана развития компании сферы консалтинговых услуг. Для достижения максимального эффекта при оказании услуг управленческого консалтинга необходимо моделирование процесса стратегического планирования консалтинговых компаний и разработка многоуровневой иерархической модели формирования стратегии развития компании сферы консалтинговых услуг. На основе данной модели необходимо описать процесс формирования и применения стратегии в обучающейся консалтинговой организации и представить результаты внедрения данной модели в типичной российской консалтинговой компании. На первом уровне модели находится стратегия организационного развития. На втором – стратегия управления знаниями и стратегия управления персоналом. На третьем – маркетинговая, инвестиционная, финансовая стратегии, стратегия управления проектами. На всех уровнях модели на каждую из выделенных стратегий развития консалтинговой компании влияет собственная группа факторов, соотнесенная нами также с тремя уровнями стратегического планирования. Опишем более подробно предлагаемую нами модель.

    Список использованной литературы

    1. Великанов Н.С. Развитие потенциала консалтинговых услуг в инновационном процессе // Микроэкономика. 2010. № 5. С. 17–22.
    2. Кузнецов А.А. Консалтинговые услуги как специфическая сфера профессиональной деятельности // Известия СПбУЭФ. 2013. № 4.
    3. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. М.: Инфра-М, 2005.
    4. Сигова М.В. Разработка организационно-экономического механизма консультирования в стратегии обеспечения национальной экономической безопасности: препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
    5. Сигова М.В. Рынок консалтинговых услуг как элемент внешней среды предприятий национальной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2009. № 1. С. 110–115.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2