ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Актуальные вопросы оценки влияния туризма на экономику регионов

Relevant Problems of Assessing Tourism Influence on Regional Economy



Г.А. Карпова
М.В. Сигова
Е.П. Шевченко
Galina Karpova
Maria Sigova
Eugenia Shevchenko
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический универ-ситет», доктор экономических наук, профессор
проректор по научной работе Международного бан-ковского института, доктор экономических наук, доцент
старший преподаватель кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
head of the Department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
vice-rector for scientific research of International Banking Institute, Doctor of Economics, associate professor
senior teacher of the Department of Economics and Management of Social Sphere of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Исследуются актуальные вопросы, связанные с применением основных инструментов, позволяющих произвести оценку мультипликативного эффекта туризма. Особое внимание авторы уделяют особенностям TSA (Tourism Satellite Account): факторам, определяемым TSA, функциям, потенциалу. Выделены некоторые проблемы введения сателлитных счетов в практику в современной России.
We research relevant issues connected with the application of basic tools enabling to assess multiplicative effect of tourism. Special attention is paid to specific features of TSA (Tourism Satellite Account) such as factors determined by TSA, its functions and potential. Certain problems of introducing satellite accounts into practice in modern Russia are studied.

Ключевые слова:

  • туризм
  • экономика регионов
  • инструменты
  • мультипликативный эффект туризма
  • Keywords:

  • tourism
  • regional economy
  • tools
  • multiplicative effect of tourism
  • Обзор статьи

    Туризм – это сфера деятельности, изучение и развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. Туризм был назван феноменом ХХ века, так как массовый характер туризма – источник его активного влияния на культуру, экономику, политику и социальную сферу. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) постулирует туризм как одну из крупнейших и наиболее динамичных индустрий современной мировой экономики, вклад которой в мировой ВВП 10,3% и которая создает не менее 260 миллионов рабочих мест [9]. Оценка воздействия туризма на современный мир формируется в русле науки о туризме, предмет которой, по сути, соприкасаясь с предметными областями целого комплекса (или комплексов) наук, лежит в междисциплинарной сфере. В настоящее время наука о туризме во всем мире переживает период переосмысления основных понятий, тенденций и перспектив развития, а также методов и средств управления развитием данной сферы [3], в особенности это касается экономики туризма, в русле которой вырабатываются методы управления и развития сферы туризма. Одной из актуальных задач является изучение мультипликативного эффекта туризма в целом, в аспекте его воздействия на различные отрасли экономики, оценка эффекта действия конкретных рычагов управления туристопотоком. Мультипликативный эффект – это понятие, которое отражает представление о совокупном воздействии туризма на национальную экономику. Прямое экономическое воздействие туризма отражается в доходной части бюджетов разного уровня, проявляется в формировании валового продукта, а также влияет на количество рабочих мест в данной сфере деятельности. Показатели прямого воздействия туризма на экономику учитываются в действующих национальных счетах. Существует мнение, согласно которому косвенное воздействие туризма шире и превосходит по эффективности прямое. Причиной тому является стимулирование косвенно связанных с туризмом сфер деятельности. Все расходы туриста – это доходы участников сферы туристкой деятельности, предоставляющих товары и услуги. Чем дольше остается турист на месте пребывания, тем больше сумма его расходов, тем выше косвенное (мультипликативное) воздействие туризма. Оценка мультипликативного эффекта позволяет более отчетливо определить значение туризма для экономики страны и, соответственно, разрабатывать программы государственной поддержки туризма, совершенствовать инфраструктуру туризма, грамотно использовать и воспроизводить туристские ресурсы. За рубежом такая оценка уже проводится. В 1990-х велись исследования мультипликативного эффекта Всемирным советом по туризму и путешествиям совместно с Оксфордским центром экономических прогнозов и компанией Global Insight. Многосторонние исследования экономики Доминиканской республики подтвердили практическую значимость и, потому, актуальность дальнейшего изучения туристского мультипликатора. Далее с 1999 года концепция учета косвенного влияния туризма на экономику разрабатывалась специалистами UNWTO (Всемирная туристская организация), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), WTTC (Всемирный совет по туризму и путешествиям), EUROSTAT (Статистическое бюро Европейского сообщества). В 2000 году концепция была одобрена статистической комиссией ООН. И если до этого времени туризм подчинялся общим отраслевым стандартам (standard industrial classification или SIC), то в 2001 году был разработан и опубликован стандарт «TSA: RMF – Рекомендации по методологии вспомогательных счетов индустрии туризма». Разработку нового стандарта можно считать теоретическим и практическим прорывом, так как он позволял вести статистку туризма как индустрии на уровне национальной экономики. Согласно SIC туризм не мог быть обозначен как отдельный сектор экономики в связи со спецификой формирования и предоставления услуги, которая не являлась по существу гомогенной. Заслуга TSA в том, что данный стандарт отражает взгляд потребителя на комплект туристских услуг как целостный продукт. Именно такое видение привело к идее создания сателлитных счетов. Туризм стал первым видом экономической деятельности, роль которого в национальных экономиках смогли измерять с помощью мировых сателлитных счетов [9].

    Список использованной литературы

    1. Концепция развития туризма в Российской Федерации до 2005 года (одобрена Распоряжением Правительства РФ № 954-Р от 11 июля 2002 года). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект в туризме // Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 58–69.
    3. Карпова Г.А. Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой // Известия Санкт-Петербургского государственного финансово-экономического университета. 2010. № 4. С. 115–124.
    4. Квашнина Е.Б. Метод оценки мультипликативного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 2.
    5. Российская Федерация: влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику. WTTC, 2006.
    6. Сигова М.В. Новые установки и перспективы консалтинговой отрасли в России // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 535–542.
    7. Сорокина О.М. Зарубежный опыт оценки мультипликативного эффекта развития туризма // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 127–132.
    8. Якубовская Н.А. Проблемы учета косвенного влияния туризма на российскую экономику // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 328.
    9. Cooper C., Hall C.M. Contemporary tourism systems. Elsevier Ltd., 2008.
    10. The Iguazu Conference «Tourism Satellite Account (TSA): Understanding Tourism and Designing Strategies», Argentina/Brazil/Paraguay: Technical Note, UNWTO. Madrid, 2005.
    11. The Impact of Visa Facilitation on Job Creation in the G20 Economies. Report prepared for 4th T20 Ministers` Meeting. Mexico, 15-16 May 2012. UNWTO, WTTC, 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2