ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Перспективы развития рынка услуг транспортно- логистических комплексов

Prospects of Developing Transport and Logistics Services Market



Е.В. Дорот
Eugeny Dorot
info@rzdstroy.ru
заместитель генерального директора ОАО «Росжелдорстрой», кандидат экономических наук
deputy general director of Roszheldorstroy, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Обоснованы перспективы развития транспортно-логистических комплексов как основы развития региональных производственных кластеров. Рассмотрены вопросы эффективности и конкурентоспособности услуг транспортно-логистических комплексов
We substantiate the prospects of developing transport and logistics complexes as basis for the development of regional production clusters. Problems of efficiency and competitiveness of services rendered by transport and logistics complexes are considered.

Ключевые слова:

  • транспорт
  • услуги транспортно-логистичеких комплексов
  • кластер
  • Keywords:

  • transport
  • services of transport and logistics complexes
  • cluster
  • Обзор статьи

    Инвестиции в развитие транспортной отрасли и инфраструктуры, в силу значимости для мирового хозяйства, безусловно, сохранятся, а возможно, и вырастут. Позитивное влияние будет оказано на логистику, перевозки и производство транспортных средств. Россия представляет собой огромный развивающийся рынок большой географической протяженности. Это, при увеличении масштабов внешнеэкономических связей, создает растущие потребности в различных транспортных средствах, складских помещениях, требующихся для обслуживания экспортно-импортных потоков. Сейчас в России менее 10% дорог и складских помещений отвечают требованиям иностранного бизнеса. В начале 2000-х годов известный специалист по региональной экономике А.Г. Гранберг классифицировал формы пространственной организации экономики на два типа – промышленные и транспортные узлы и территориально-промышлен-ные комплексы [1]. Однако к концу 2000-х годов более популярна категория кластер, которая выступает одной из основополагающих в теориях М. Портера и А. Маршалла [3; 6]. Они утверждали, что только кластеры в условиях региональной экономики являются максимально эффективной формой территориальной организации производства. М. Портер определяет кластер как такое построение экономических единиц на определенной территории, которое наиболее эффективно влияет на их конкурентоспособность [6]. У А. Маршалла подчеркивается преимущество концентрации специализированных производств в отдельных регионах, что, по его мнению, выражается в наличии устойчивого спроса на квалифицированную рабочую силу, возможности использования современных методов организации и управления, новых экономичных технологий и т.д. [3]. Очевидно, что понятия кластер и территориально-промышленный комплекс весьма близки и эти формы могут эффективно дополнять друг друга. В то же время в рыночной экономике экономическое пространство определяется не только масштабами производства, но и географией сбыта продукции. Его завоевание осуществляется на основе специализации и кооперации. Такова материальная основа деятельности ТНК, для которых территория земли является экономическим пространством без национальных границ, в котором свободно перемещаются капиталы, товары, услуги. Единым и безнациональным экономическое пространство делают современные коммуникации [7]. Повышение региональной эффективности функционирования кластеров и промышленных комплексов в большей степени зависит от развития транспортной инфраструктуры. При этом транспортно-логистические комплексы становятся ключевыми элементами повышения качества транспортных услуг и развития регионов.

    Список использованной литературы

    1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Изд-во ГУВШЭ, 2003.
    2. Карасев Д.В. Разработка и реализация комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем: автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 2013.
    3. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс, 1983.
    4. Муров А.Е. Методологические основы государственного регулирования развития авиатранспортной инфраструктуры России: дис. … докт. экон. наук. СПб., 2008. 368 с.
    5. Назаров П.В. Роль транспортной стратегии России в развитии национальной экономики // Вестник Российской академии естественных наук. 2006. Вып. 10. № 4. С. 23–26.
    6. Портер М. Конкуренция. М.–СПб.–Киев: Вильямс, 2003.
    7. Сигова М.В. Вопросы разработки теоретических основ государственного регулирования национальных экономических систем в условиях глобализации // Вестник Чувашского университета. 2008. № 1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2