ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка модели интеграции вузов и малых инновационных предприятий

Developing Model of Integration of Higher Education Institutes and Small Innovation Business



А.В. Федорова
И.И. Попова
Alina Fedorova
Inna Popova
fav111@yandex.ru
fav111@yandex.ru
главный специалист Института проблем региональной экономики РАН
аспирант Института проблем региональной экономики РАН
– senior specialist of Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences
candidate for PhD at the Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Sciences
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматривается понятие целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) в качестве оптимальной модели интеграции вузов и предприятий, прослеживается путь эволюционного становления и развития ЦИПС. Приводятся разработанные признаки инновационности ЦИПС и вводится понятие инновационной целевой подготовки в контексте сотрудничества с малыми инновационными предприятиями
We look at the concept of target-oriented crash course for specialists as an optimal model of integration of higher education institutes and businesses. The evolution and development of crash courses in question are considered. We offer characteristics of innovativeness of crash courses and introduce the concept of innovation target-oriented training in the context of cooperation with small innovation businesses.

Ключевые слова:

  • сотрудничество вузов и предприятий
  • модель интеграции
  • целевая интенсивная подготовка специалистов
  • признаки инновационности
  • малые инновационные предприятия
  • Keywords:

  • cooperation of higher education institutes and businesses
  • integration model
  • small innovation business
  • target-oriented crash course for specialists
  • characteristics of innovativeness
  • Обзор статьи

    Интеграция вузов и промышленных предприятий для решения задач инновационного развития является одним из важнейших факторов развития экономики и общества. Основой оптимальной модели взаимовыгодного сотрудничества вуза с предприятиями является целевая контрактная подготовка специалистов [9]. Эта тема обсуждается на всех современных конференциях, посвященных как вопросам развития образования и науки, так и проблемам инновационного развития предприятий и их взаимодействия при участии органов власти [6; 8; 11; 12]. В основу технологии целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) положены требования наилучшей связи учебного заведения с производством. Существует мнение, что применение технологии ЦИПС в учебном процессе, наряду с применением других современных технологий обучения, позволяет получить практикоориентированного специалиста, востребованного на рынке труда [4]. ЦИПС в России зародилась в начале 80-х годов XX века и в своем становлении прошла несколько этапов. Сейчас, в связи с переходом экономики на инновационный путь развития, возрождением многих утративших позиции производств и отраслей, необходимостью восстановления интеграции науки и производства, пополнения запаса высококвалифицированных кадров, возобновляется интерес не только к особенностям ее практического применения, но и к изучению теоретических положений. Университеты накопили опыт, знания и технологии исследования, которые мало востребованы обществом и рынком; в то же время это инновационные ресурсы, а их как раз остро не хватает предприятиям. Поэтому объединение университетов и предприятий создает условия для организационного развития предприятий при наличии соответствующей государственной промышленной политики [7]. Схема эволюционного развития и становления ЦИПС показана на рисунке. По нашему мнению, в настоящее время происходит становление нового, V поколения ЦИПС, напрямую связанного с инновационной деятельностью вузов, основанной на управлении интеллектуальной деятельностью для удовлетворения потребности инновационно ориентированных предприятий в высококвалифицированных специалистах.

    Список использованной литературы

    1. Концепция организации проектно-целевой интенсивной инновационной подготовки авиационных специалистов (ИПАС) // Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ (ТТФ РФ), Комитет по развитию авиационно-косми-ческого комплекса. URL: http://www.tpprf. ru/ru/committee/komavia/ipavias/ (дата обращения: 17.02.2013)
    2. Волосевич К.Е. Исследование и оценка интеграции в инновационной среде вуза: автореф. дис. … канд. экон. наук. Владивосток, 2011. 23 с.
    3. Кожитов Л.В. Организация вузом научного сервисного обслуживания предприятий, институтов и фирм // Инновационная Россия. Проблемы и опыт. 2012. № 3.
    4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. М.: Наука, 2008. 331 с.
    5. Попова Е. Как подготовить кадры для инновационной экономики // Экономика России – XXI век. 2012. № 23. С. 24−27.
    6. Программа мероприятий II международной научно-практической конференции «Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование – наука – инновационная деятельность». Москва, 26–28 октября 2011 г. ФГБОУ ВПО «МГИУ» // ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»: [сайт]. URL: www.msiu.ru/fpk/f/ programma=meropryatiy3.doc (дата обращения: 12.04.2013)
    7. Пустовой Н.В., Межов И.С., Гринь А.М. Интеграция университетов и промышленных корпораций в стратегиях инновационного развития / под ред. И.Л. Кескевич. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. 272 с.
    8. Региональная научно-практическая конференция «Актуальные направления взаимодействия и сотрудничества вузов и власти в подготовке специалистов для регионов». Миллерово, 25 апреля 2013 г. ФГБОУ ВПО РИНХ // Филиал РГЭУ (РИНХ) [сайт]. URL: http://www.mfrgeu.ru/ wp-content/uploads/%D0%98%D0%BD% D1%84%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89.%D0%92%D0%A3%D0%97%D0%AB-%D0%B8-%D0%B2%D0%BB% D0% B0%D1%81%D1%82%D1%8C.doc (дата обращения: 12.04.2013)
    9. Третьяков Р. Разработка и апробирование оптимальной модели взаимовыгодного сотрудничества вуза с предприятиями и организациями отрасли, обеспечивающей качественную подготовку специалистов // Инновации в профессиональном образовании: [сайт]. URL: http://www. ics2.ru/articles/index.php?ELEMENT_ID=5231 (дата обращения: 12.04. 2013)
    10. Шматко А.Д. Концепция развития вузовского предпринимательства: инновационные кластеры и технологические платформы: монография. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. 203 с.
    11. Шматко А.Д. Разработка комплекса мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в научно-технической сфере // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 3. С. 19–22.
    12. Шматко А.Д., Курбанбаева Д.Ф. Разработка механизма государственного стратегического управления социально-экономическим развитием страны // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 22–27.
    13. III (заочная) Международная научно-практическая конференция «Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований». Краснодар, 14 мая 2013 г. // Социальная научная сеть Scientific Social Community: [сайт]. URL: http://www.science-community.org/ru/ content/iii-zaochnaya-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-reshenie-problem-razvitiy (дата обращения: 12.04.2013)
    14. XIX Международная научно-мето-дическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество». Санкт-Петербург, 24 апреля 2013 г. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» // Официальный сайт СПбГЭТУ. URL: http://www.eltech.ru/ru/ universitet/konferencii-forumy-seminary/ 2012/xix-mezhdunarodnaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-sovremennoe-obrazovanie-soderzhanie-tehnologii-kachestvo (дата обращения: 12.04.2013)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2