ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О проблеме определения понятия социального предприятия

On Problem of Defining Social Enterprise



А.С. Мышинская
Anastasia Myshinskaya
a.s.myshinskaya@yandex.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Candidate for PhD at the Department of National Economy and Organization of Production of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina
Анализируется сущность и взаимосвязь понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» в России
We analyze the essence and correlation of “social entrepreneurship” and “social enterprise” in Russia.

Ключевые слова:

  • социальное предпринимательство
  • социальное предприятие
  • социальная выгода
  • Keywords:

  • social entrepreneurship
  • social enterprise
  • social benefit
  • Обзор статьи

    В погоне за экономическим благополучием страны зачастую социальная жизнь общества остается без должного внимания со стороны государства. В то же время частный сектор, выделив социальную проблему, но не находя в ней экономической выгоды, обращается к более прибыльным проектам. В этом случае становятся актуальными такие явления, как социальное предпринимательство и социальные предприятия. Социальное предпринимательство, и социальные предприятия в частности, возникают в ответ на существующие, но нерешенные социальные проблемы, которые не видны государству и не влекут за собой экономическую выгоду, столь необходимую для создания коммерческих предприятий. Социальное предпринимательство уже несколько десятилетий активно развивается за рубежом. Его обсуждают на правительственном уровне, проявляют большой интерес как к выгодному вложению средств крупные бизнесмены, также оно является актуальным вопросом для исследований ученых-экономистов, создаются специальные фонды для исследования и продвижения социальных предприятий [1]. В данной статье нами предпринята попытка определить взаимосвязь таких понятий, как «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство», для этого в первую очередь необходимо дать определение каждому из этих явлений. Уже проведены многочисленные обзоры этих понятий как зарубежными, так и отечественными авторами, приведем лишь некоторые из определений, существующих на данный момент. Итак, «социальное предпринимательство – это множество действий и процессов для создания и увеличения социальной ценности при помощи предпринимательских и инновационных подходов и ограниченных внешней средой» [5]. В России наиболее широкое распространение получило определение, данное экспертами Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»: социальное предпринимательство – это «предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем» [2]. Также они перечисляют основные признаки того, какой должна быть предпринимательская деятельность, чтобы считаться социальной. К таким признакам относят: социальное воздействие, самоокупаемость и финансовую устойчивость, инновации, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Исходя из этих определений становится видно, что социальное предпринимательство – это глобальное решение социальной проблемы, т.е. предприниматель не улучшает сложившуюся ситуацию, а создает новые подходы и методы социального воздействия. Наиболее точно обрисовал ситуацию Билл Драйтон, основатель компании «Ашока» – глобальной ассоциации лидеров социального предпринимательства: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбу, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль» [3]. Ярким представителем социального предпринимательства является Мухаммад Юнус, разработавший систему микрокредитования для беднейшего сельского населения, в дальнейшем эта идея получила широкое распространение во многих странах мира.

    Список использованной литературы

    1. Коротаев Е.В. Сущностные аспекты государственного регулирования рынка социально значимых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 2. С. 51–54.
    2. Сестренский О. Социальное предпринимательство: сила новых идей // Электронный журнал «Деньги и благотворительность». 2008. № 3. С. 14–19. URL: http://www.hse.ru/data/2010/10/19/ 1238716668/D&blagotv-68.pdf (дата обращения: 27.05.2013)
    3. Социальное предпринимательство в России и мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.
    4. Социальное предпринимательство: различные определения – различные подходы? // MT Group: [сайт]. URL: http://mt-group.biz/sotsialnoe-predp/sotsialnoe-predp-2.html (дата обращения: 27.05.2013)
    5. Fayolle A., Matlay H. Handbook of Research on Social Entrepreneurship. Edward Elgar Publishing, Inc., 2011. 336 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2