ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегические приоритеты развития многоцелевых сервисных предприятий в условиях глобализации

Strategic Priorities of Developing Multipurpose Service Companies under Globalization



Н.Ю. Шейнер
Natalia Sheiner
dekanat205@yandex.ru
докторант кафедры систем технологий и товароведения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
doctoral candidate at the Department of Systems of Technologies and Merchandising of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Раскрываются организационно-экономические особенности диверсификации предприятий сферы услуг. Определяются барьеры на пути такой диверсификации, даются рекомендации по их преодолению
We look at organizational and economic characteristics of diversification of service sphere companies. Barriers to diversification are described and ways to cope with them are recommended.

Ключевые слова:

  • взаимоотношения
  • диверсификация
  • клиенты
  • сервисная зона
  • сфера услуг
  • Keywords:

  • relations
  • diversification
  • clients
  • service zone
  • service sphere
  • Обзор статьи

    Сфера услуг в РФ давно стала той силой, которая обеспечивает развитие отечественной экономики, так как она носит больший вклад в ВВП, чем промышленность. Однако это совсем не означает, что предприятия этой сферы не нуждаются в поиске новых стратегических решений, способных обеспечить им достижение устойчивых конкурентных преимуществ. Потребность в них сегодня предопределяется, по крайней мере, двумя факторами: 1) глобализацией; 2) отсутствием явных признаков роста реального сектора экономики (обрабатывающей промышленности). Угроза, которую создает для отечественных сервисных отраслей глобализация, проявляется, несомненно, в создании объективных предпосылок для обострения конкуренции на внутреннем рынке услуг. Хотя это утверждение распространяется не на все рыночные сегменты, так как закреплению в них зарубежным предприятиям препятствуют следующие обстоятельства: 1) сложность налаживания персонализированных контактов с потребителями (вследствие культурных различий); 2) трудность установления полезных связей с местными предпринимателями и муниципальными властями; 3) локальность зон обслуживания клиентов. Рецессия, которая наблюдается в реальном секторе экономики, создает, пожалуй, большую угрозу предприятиям сферы услуг, чем глобализация, что объясняется рядом причин: 1) между падением спроса на услуги, в частности, связанных с обслуживанием промышленных товаров длительного пользования, и сокращением масштабов их производства существует прямая связь; 2) отсутствие производства инновационных товаров сдерживает появление новых видов услуг; 3) замедление темпов роста реального сектора экономики незамедлительно сказывается на снижении доходов многих домохозяйств, что приводит к сокращению ими потребления услуг. Таким образом, в современных условиях проблема стратегического позиционирования на рынке услуг является актуальной для многих российских предприятий этой отраслевой принадлежности. Одной из перспективных форм такого позиционирования следует считать переход к многоцелевой сервисной деятельности. Методологической базой для обоснования такого стратегического шага служит концепция диверсификации, в основе которой лежит принцип портфельного инвестирования, который сводится к целесообразности формирования «безрискового» пакета разнородных ценных бумаг [4]. Положительный эффект появляется при наличии 7/8 подобных документов в портфеле и далее медленно возрастает до пакета, включающего 13/14 ценных бумаг. Причиной его проявления служит равномерное распределение несистематических рисков, присущих ценным бумагам, определяемых их индивидуальными характеристиками и не зависящих от конъюнктуры на их рынке.

    Список использованной литературы

    1. Ансофф И. Стратегическое управление / сокр. пер. с англ.; науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
    2. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Астерион, 2011. 768 с.
    3. Богачев В., Бузановский С., Рогов С. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. СПб.: Издат. дом «Корвус», 1996. 352 с.
    4. Вострокнутова А.И. Портфельное инвестирование. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 120 с.
    5. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / под общ. ред. С.А. Панова. М.: Экономика, 1997. 288 с.
    6. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. / пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. 1008 с.
    7. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / пер. с англ. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. 768 с.
    8. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
    9. Российский статистический ежегодник–2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2