ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сервисные приоритеты управления логистическими цепями

Service Priorities of Managing Logistic Chains



В.В. Ткач
Vladimir Tkach
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры систем технологий и товароведения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
senior lecturer of the Department of Systems of Technologies and Merchandising of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Раскрываются проблемы обоснования политики обслуживания потребителей силами логистических цепей. Аргументируется необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы с учетом сервисных запросов каждого участника логистической цепи
We reveal problems concerning the substantiation of the policy of servicing customers via logistic chains. We prove the need to apply complex approach to solving the problem in question taking into account service requirements of each member of logistic chain.

Ключевые слова:

  • логистические цепи
  • надежность
  • сервис
  • совершенный заказ
  • стратегия
  • Keywords:

  • logistic chains
  • reliability
  • service
  • placed order
  • strategy
  • Обзор статьи

    Системная модернизация национальной экономики невозможна без кардинальных перемен в культуре менеджмента. На первый план здесь выходит тотальное восприятие норм и правил управления цепями поставок. Это требование обусловлено изменением экономической природы конкуренции, которая характеризуется переходом от состязательности отдельных предприятий к соперничеству их объединений, в частности, логистических цепей. В иерархии объектов менеджмента в таких структурах доминирующее положение занимают поставки, т.е. перемещения товарных партий. Институциональную базу для управления этими процессами создает логистическая контрактация, которая предусматривает заключение интегрирующих договоров поставки между юридически самостоятельными предприятиями, как правило, под эгидой фокусной компании. Такие договора должны отражать целевые установки ее сетевой стратегии управления поставками, среди которых особое место занимают сервисные приоритеты. Однако при их определении возникает ряд сложностей, например, открытым остается вопрос о разграничении сервисной ответственности между участниками цепей поставок. Эта ситуация объясняется тем, что теория логистического сервиса еще не приобрела строгий вид. Все это и предопределяет необходимость комплексного исследования организационно-экономических особенностей сервисной составляющей управления логистической цепью. Отправной точкой обоснования сервисных приоритетов в таком управлении выступает концепция ориентации на потребителей, в соответствии с которой обеспечение их удовлетворенности служит ключевым фактором в достижении предприятиями конкурентных преимуществ [5]. Достижение этой цели соотносится с созданием потребительской ценности, которая возникает, если значимость выгод от приобретения и использования товара покупателем превышает связанные с этим затраты [4]. Сложность решения такой задачи на практике обусловливается следующими причинами. Во-первых, структура выгод для покупателей различна, вследствие чего требуется не только детально сегментировать рынок, но и автоматизировать взаимодействия с потребителями, в частности, используя CRM-системы. Все это предполагает не только новые издержки, но и риски. В частности, внедрение CRM-систем не исключает выхода за пределы окупаемости такого проекта, вследствие превышения его бюджета по причинам неправильной интеграции в корпоративную информационную систему или технологических погрешностей. Подобный недостаток, кстати, является общей проблемой современных информационных систем, поэтому сегодня особую актуальность набирает философская дискуссия о том, кто несет ответственность за ошибки, допущенные в обосновании управленческих решений на ЭВМ, менеджеры или все же машины [8].

    Список использованной литературы

    1. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
    2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
    3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с франц., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
    4. Горовиц Ж. Сервис-стратегия: управление, ориентированное на потребителя / пер. 2-го англ. изд. М.: Дело и Сервис, 2007. 288 с.
    5. Джонсон М.Д., Херрманн А. Ориентация на клиента – ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 96–100.
    6. Зайцев Е.И., Уваров С.А. Применение показателя «совершенный заказ» в логистике распределения // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 4(51). С. 16–22.
    7. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства). М.: Изд-во БЕК, 1999. 480 с.
    8. Ленк X. Размышления о современной технике / пер. с нем.; под ред. B.C. Степина. М.: Аспект Пресс, 1996. 183 с.
    9. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
    10. Хэндфилд Р.Б., Николс Э.Л. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности / пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. 416 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2