ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Лидерство и руководство: гендерные и личностные особенности самопрезентации в менеджменте

Leadership and Management: Gender and Personal Characteristics of Self-presentation in Management



О.А. Пикулёва
Oksana Pikuleva
opikuleva@inbox.ru
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук
senior teacher at the Department of State and Municipal Administration of Higher School of Management of St. Petersburg State University, PhD in Psychology
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Социально-психологический феномен самопрезентации личности привлекает многочисленных исследователей, пытающихся разобраться в его содержательной наполненности и особенностях проявления в различных сферах деятельности человека. В данной статье представлены результаты авторского исследования гендерных и личностных особенностей самопрезентации руководителей, влияния профессиональной деформации менеджеров на особенности их самопрезентационного поведения, а также авторский подход, рассматривающий самопрезентацию как неотъемлемый атрибут любого социального взаимодействия
The social and psychological phenomenon of personal self-presentation has attracted many researchers trying to look into its essence and its manifestations in various spheres of human activity. We offer the results of our own research into gender and personal characteristics of managers’ self-presentation and the influence of professional deformation on their self-presentation behavior as well as our own approach considering self-presentation as an essential factor of any social interaction.

Ключевые слова:

  • самопрезентация личности
  • управление впечатлением
  • лидерство
  • руководитель
  • тактики и стратегии самопрезентации
  • профессиональная деформация менеджера
  • Keywords:

  • personal self-presentation
  • management of impression
  • leadership
  • manager
  • tactics and strategies of self-presentation
  • professional deformation of manager
  • Обзор статьи

    Вопросы самопрезентации личности (self-presentation) и управления впечатлением (impression management) занимают в профессиональной деятельности любого руководителя чрезвычайно значимые позиции, учитывая принадлежность менеджеров к публичному типу профессий и предмет их труда – общение, а также значимость для лидеров произведенного ими впечатления на объект влияния. Очевидным является тот факт, что деятельность современного руководителя связана с влиянием на большой круг людей, стейкхолдеров организации. Эффективное исполнение менеджерских функций по целеполаганию, организации обратной связи, контролю, мотивации персонала, ведению переговоров возможно благодаря эффективной самопрезентации личности в процессе коммуникаций, способности успешно управлять впечатлением в ситуациях профессионального взаимодействия. Самопрезентационная компетентность как условие профессиональной успешности руководителя является сегодня, по нашему мнению, очевидным фактом. Самопрезентация личности рассматривается нами в расширенном, отличном от общепринятого узкого понимания содержании – как в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации, с учетом специфики социальной ситуации. Мы полагаем, что самопрезентация личности в процессе общения может иметь как осознаваемый, так и неосознаваемый характер, и что понятия «самопрезентация» и «управление впечатлением» не могут быть тождественными, т.к. самопрезентация личности является средством управления впечатлением. Рассматривая феномен лидерства-руководства через призму самопрезентационного поведения, представляется важным отметить, что первостепенный интерес для нас представляет руководитель организации (organizational leader) – человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

    Список использованной литературы

    1. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
    2. Зеер Э.Ф., Симанюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект, 2005.
    3. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: дис. … докт. психол. наук. М., 2000.
    4. Подберезная В.В. Самопрезентация – элемент социально-психологической компетентности руководителя // Теория и практика психологического сопровождения руководящих кадров: материалы научно-практич. интернет-конференции. Минск, 29 октября 2008 г. Минск, 2009.
    5. Паничкина Г.Г. Основы имиджеологии: самопрезентация и компетентность // «Элитариум»: центр дистанционного образования: [сайт.] URL: http://www. elitarium.ru/2007/11/29/imidzhelogija_samoprezentacija_kompetentnost.html (дата обращения: 21.05.2013)
    6. Пикулёва О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: автореф. дис. … канд. псих. наук. СПб., 2004. 26 с.
    7. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности: Мотивация и пространство «Я» // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 127–145.
    8. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2010. С. 305–317.
    9. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: ПитерКом, 1999. 272 с.
    10. Goffman E. The presentation of self in everyday life. NY., 1959.
    11. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology. 1998. № 132(6). Р. 611–628.
    12. Schlenker B. Self-presentation // HANDBOOK of Self and Identity / by M. Leary et al., 2003. Р. 488–518.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2