ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Информационные технологии как стратегический ресурс развития туристской организации

Information Technology as Strategic Resource of Tourist Business Development



Э.Н. Семенова
А.А. Молдован
Д.И. Тереладзе
Elsa Semenova
Artem Moldovan
David Tereladze
en-sem@mail.ru
virtonir@mail.ru
tdavid@mail.ru
доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
ст. преподаватель кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
senior lecturer of the Department of World Economy, International Relations and Tourism of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics
senior lecturer at the Department of World Economy, International Relations and Tourism of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics
senior teacher of the Department of World Economy, International Relations and Tourism of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматривается роль информатизации и информационных технологий в современном обществе как основных факторов повышения конкурентоспособности российских туристских организаций и как важнейший стратегический ресурс развития туристской отрасли
We research the role of informatization and information technology in the modern society as main factors to increase competitive ability of Russian tourist companies and as the key strategic resource of travel industry development.

Ключевые слова:

  • информатизация
  • стратегия
  • технология
  • бизнес-процесс
  • туриндустрия
  • конкурентоспособность
  • эффективность
  • Keywords:

  • informatization
  • strategy
  • travel industry
  • business process;
  • technology
  • competitive ability
  • efficiency
  • Обзор статьи

    Современный этап развития мировой экономики характеризуется не только интенсивностью процессов глобализации и информатизации, но и превращением туризма в одну из важнейших ее отраслей, ростом потребления накопленных человечеством культурно-исторических ценностей, рекреационных ресурсов в целях развития общества. По прогнозам ВТО, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран, как по приему туристов, так и по выезду туристов за пределы государства. В последнее десятилетие в России наблюдается бум спроса на туристическом рынке. В туристской индустрии работает более 1 млн. человек, или 2,3% занятого населения страны [2]. Современные тенденции и закономерности развития информационных процессов в сфере туристского бизнеса подтверждают выводы о высоких темпах информатизации, как процессов управления, так и процессов производства услуг. При этом к информационным технологиям можно относить все средства обработки, передачи и использования информации, включая, в том числе, и компьютерные технологии [1].
    Быстрое изменение внешней среды предприятия приводит к увеличению объемов и скорости распространения информации. Для успешного ведения бизнеса необходимо сокращать время принятия решений, что неизбежно приводит к увеличению скорости передачи информации на базе применения новых информационных технологий. Как показывает международная практика, повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке возможно только при участии государства с выделением бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынках. Россия только теперь начинает развивать эту доходную и многогранную сферу, но уже сейчас можно говорить о положительных тенденциях. Появились компании, занимающиеся вопросами разработки программных средств для предприятий туризма, регулярно выпускающие отчеты о результатах своей деятельности. Выходит большое количество периодических изданий, освещающих эту проблему. Сдерживающим фактором для быстрого и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации.
    Информационные технологии упрощают процедуру формирования туристского продукта благодаря использованию Интернета, международных систем бронирования, электронных каталогов путешествий, электронных баз данных и т.д. Эти технологии увеличивают производительность в сфере услуг, обеспечивают предприятию конкурентное преимущество. Туризм как межотраслевая сфера экономики обладает мультипликативным эффектом, способствует развитию и интеграции ряда смежных отраслей: индустрии питания, транспорта, развлечений, связи, размещения, предприятий, производящих товары туристского спроса, и т.п., которые должны бесперебойно, оперативно обмениваться большими потоками информации. Все это способствует превращению информации и информационных технологий практически в основной ресурс производственного процесса. Применительно к предприятиям под информатизацией целесообразно понимать систематическое использование информации и информационных технологий в бизнесе. Предприятия, которые первыми начали внедрять информационные технологии в свою деятельность, получили серьезное конкурентное преимущество, обзавелись сайтами, которые быстро стали мощным инструментом в управлении бизнесом. Информационная система управляет всеми процессами на предприятии и освобождает специалистов от рутинной работы, обеспечивая их необходимой информацией для принятия эффективных управленческих решений. Для применения любого типа информационных технологий необходима ее реализация через информационную систему, которая осуществляет все информационные процессы и процедуры в их взаимосвязи и подчинении единой цели деятельности предприятия. Сегодня большинство организаций самостоятельно занимаются вопросами автоматизации, информатизация носит несистемный характер, часто не пересекается с общей стратегией организации, а в принятии решений о выборе информационных систем преобладает субъективное мнение, которое не всегда может совпадать с интересами организации.

    Список использованной литературы

    1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / под ред. проф. В.В. Трофимова. М.: Юрайт, 2011. 521 с.
    2. Резолюция II Международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм» // Санкт-Петербург – морская столица России: [сайт]. URL: http://global-port.ru/ru/info/112.html (дата обращения: 23.12.2011)
    3. Туристический бизнес перебирается в Интернет. Российские тенденции // Oborot.ru – сайт об электронной коммерции. URL: www.oborot.ru/news/10834/24 (дата обращения: 14.03.2012)
    4. База данных ФОМ: [сайт]. URL: http://bd.fom.ru/report/map/pressr_130611 (дата обращения: 30.03.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2