Концептуальные подходы к стратегии развития предприятий российской автомобильной промышленности

Conceptual Approaches to Development Strategy of Russian Car Building Industry



И.А. Сухляев
Ilia Sukhlyaev
ilia.syxov@gmail.com
ассистент кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
assistant of the Department of Company Economics and Production Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
В современных условиях развития мирового рынка автомобилей и его влияния на российских производителей и потребителей необходима разработка концептуальных подходов к формированию стратегии развития предприятий российской автомобильной промышленности. В рамках концептуальных подходов проводится исследование теории вопроса, анализ и обобщение практического опыта, соединение которых позволяет выработать «единый вектор целей» развития предприятий автопрома. Наличие ясно осознанных целей позволяет сформулировать стратегию отечественного автомобилестроения и наметить пути ее реализации.
Under the modern conditions of international car market development and its influence on Russian producers and consumers it is essential to develop conceptual approaches to creating a development strategy for Russian car building industry. Within the framework of conceptual approaches we research the theory as well as analyze and summarize practical experience, and their integration will enable us to work out a single vector to develop car building. Clear aims help to formulate the strategy of domestic car building and outline ways to implement it.

Ключевые слова:

  • отечественное автомобилестроение
  • стратегические альянсы
  • теория спроса
  • смежные отрасли машиностроения
  • Keywords:

  • domestic motor-car construction
  • strategic alliances
  • theory of demand
  • related branches of car-building
  • Обзор статьи

    Исследования процессов мирового производства автомобилей показывают, что в настоящее время автомобильная промышленность начинает выходить из кризиса. Влияние кризиса на основных автопроизводителей вызвало падение производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в США на 21%, в Испании – на 18%, в Японии – на 10%, в Италии – на 0,2%. Наибольшим кризисное сокращение автомобильного производства было в России и составило в этот период 49%. В то же время, в Китае производство автомобилей выросло на 44% [5]. Опровергая сделанные ранее пессимистические прогнозы, начало посткризисного периода сопровождалось значительным ростом продаж новых автомобилей, прежде всего, в таких странах, как Китай, Канада, Мексика и Великобритания.
    Менеджмент крупнейших автомобильных компаний пришел к выводу о том, что кризис автомобильного производства, последовавший за банковским кризисом конца 2008 г., миновал, и следует приступать к разработке существенных инвестиционных планов, особенно в Китае и Латинской Америке. Российское автомобилестроение также демонстрирует признаки оживления, например, в мае 2010 г. в стране рост продаж автомобилей увеличился на 25% по сравнению с маем 2009 г., на 40% выросли продажи АвтоВАЗа [4].
    Анализ приведенных данных показывает, что в настоящее время процессы, протекающие в мировом автомобилестроении, имеют сложный характер, отличаются разнонаправленностью, характеризующейся, с одной стороны, сокращением объема выпуска и продаж продукции в отдельных сегментах рынка, с другой стороны – модернизацией и инновационным развитием производства. Оптимистические настроения руководства ведущих автомобильных компаний преобладают, но являются, в определенной мере, субъективными.
    Российский автопром, являясь элементом системы мирового автомобилестроения, подвержен аналогичным тенденциям, влияющим на его развитие, и нуждается в разработке и формировании стратегий, программ модернизации и инноваций в производственно-сбытовой деятельности, разработанных на теоретической основе, соответствующей накопленному практическому опыту.

    Список использованной литературы

    1. Бернер И., Рейби П. Инструменты – не главное // Вестник McKinsey. 2005. № 1(10).
    2. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. М., 2005.
    3. Текутьев И.В., Мазалов Н.Е. Теоретические подходы к формированию пространства совместной предпринимательской деятельности в сфере производства промышленной продукции // Экономическая кибернетика: системный анализ в экономике управления: сб. науч. тр. Вып. 24. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
    4. Газета «Ведомости». 2010. 3 июня.
    5. Журнал «Эксперт». 2010. № 3.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2