ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования: обзор научных исследований

Current Trends in the Development of Secondary Vocational Education System: Review of Scientific Research



А.Е. Марон
Л.В. Резинкина
A.E. Maron
L.V. Rezinkina
sofamaron@rambler.ru
lastik65@yandex.ru
главный редактор журнала «Человек и образование», доктор педагогических наук, профессор
зав. кафедрой педагогики профессионального образования, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор педагогических наук
Chief Editor, Journal Man and Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Head, the Department of Pedagogics of Vocational Education, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Pedagogical Sciences
Санкт-Петербург
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • диссертационное исследование
  • среднее профессиональное образование
  • проектная компетентность
  • проектное управление
  • патриотическое воспитание
  • предпринимательская компетенция
  • колледж
  • рабочие кадры
  • Keywords:

  • dissertation research
  • secondary vocational education
  • project competence
  • project management
  • patriotic education
  • entrepreneurial competence
  • college
  • workers
  • Статья посвящена анализу современных тенденций развития содержания, технологий и способов организации системы среднего профессионального образования, раскрытых в исследовательском плане в диссертационных работах 2020–2023 гг. Рассмотрена проблематика совершенствования профессиональной (проектной) компетентности работников образовательных организаций СПО, опережающей подготовки рабочих кадров, развития воспитательного потенциала дистанционного обучения в условиях учреждений СПО, формирования предпринимательской компетенции студентов и других исследований. Применительно к каждой проблематике дан анализ актуальности научных исследований, раскрыты новые подходы к основным понятиям и ведущие идеи, охарактеризован вклад в теорию и практику профессионального образования, рассмотрен критериальный аппарат.

    The article is dedicated to the analysis of modern trends in the development of the content, technologies and ways of organizing the secondary vocational education system, disclosed in the research plan in dissertations 2020–2023. The study focuses on problematic issues of improving the professional (project) competence of vocational educational institutions educators, advanced training of workers, the development of educational potential of distance learning in the conditions of vocational education institutions, the formation of entrepreneurial competencies of students and other studies. For each issue, the article provides analysis of the relevance of scientific research, introduces new approaches to basic concepts and leading ideas, describes contribution to the theory and practice of vocational education and examines the criteria apparatus.

    Обзор статьи

    Введение
    В представленных исследовательских авторских проектах, защищенных в 2023 г., четко обозначен теоретико-методологический аспект, определяющий, в частности, законодательно-правовые основы, доказательно изложена актуальность темы диссертаций.
    Как подчеркивается в работе В.С. Ермоленко «Сопровождение развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации» (науч. рук. д.п.н. Л.В. Резинкина) актуальность развития проектной компетентности руководителей учреждений СПО обозначена в речи Президента России В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 г.: «<…> задачи, которые стоят перед нами, требуют и новых подходов к управлению развитием, и здесь мы намерены активно использовать проектный принцип». Приоритетность данного принципа управления развитием находит отражение в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1].
    Тема исследования обладает высокой степенью актуальности и в социальном, и в научном смыслах, т.к. для развития систем государственного управления мировым трендом является внедрение методологии и практики проектного управления. Автор справедливо отмечает, что принятие Правительством РФ в 2018 г. Постановления № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» привело к созданию инфраструктуры проектного управления на всех иерархических уровнях государственного управления – федеральном, региональном, муниципальном и институциональном, причем образование как ведомственная сфера не являлось исключением. Основой указанной инфраструктуры явились соответствующие проектные офисы. Институциональный уровень, в данном случае, представлен профессиональной образовательной организацией, на совершенствование проектной деятельности которой и направлен вектор исследовательской работы.
    Учитывая отмеченную выше социальную значимость проектной составляющей государственного управления, отметим, что проблема персонального сопровождения руководителя профессиональной образовательной организации в указанной сфере не была разрешена ни в области моделирования необходимой организационной инфраструктуры, ни методологически, ни методически, что делает работу В.С. Ермоленко еще более актуальной не только в прикладном, но и теоретическом плане.
    Несомненным достижением автора в методологическом плане является разведение им понятий «проектное управление» и «управление проектами», что позволило ему более четко определить задачи сопровождения проектной деятельности руководителя, базовой деятельностью которого является не непосредственная разработка проектов и получение проектных продуктов, а управление на основе использования проектных результатов и применения проектных продуктов.
    В ходе разработки модели сопровождения проектной деятельности автору пришлось использовать значительное количество различных инструментов методологического и методического характера. Особо следует подчеркнуть организацию и проведение автором процедур предварительной диагностики, данные которой послужили В.С. Ермоленко надежным фундаментом для запуска авторской программы сопровождения. Ее работа убедительно описана автором в ходе презентации взаимодействия различных форматов сопровождения – менторинга, коучинга, консалтинга, осуществляемого в ходе специальной посткурсовой стажировки, а также описание действия механизма сопровождения. Выбор технологий и формы педагогической деятельности сопровождающего осуществлялся в зависимости от уровня сформированности проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации и специфики конкретной профессиональной образовательной организации.

    Список использованной литературы

    1. Ермоленко В.С. Сопровождение развития проектной компетентности руководителя профессиональной образовательной организации: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2023. 24 с.
    2. Есешкин К.И. Интеграция формального и неформального образования в профессиональной подготовке студентов колледжей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2023. 24 с.
    3. Кожевников О.Л. Профессионально-личностное развитие рабочих кадров в процессе их опережающей подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2023. 24 с.
    4. Козырь З.О. Развитие воспитательного потенциала морского колледжа в условиях дистанционного обучения курсантов: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2023. 24 с.
    5. Минина В.В. Формирование компетенции профессионального самоконтроля у студентов программ подготовки специалистов среднего звена: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2023. 24 с.
    6. Панова Н.А. Формирование предпринимательской компетенции студентов среднего профессионального образования с использованием креативных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2023. 24 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2