ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу о приоритетах развития и конкурентоспособности отечественной системы образования

On Development Priorities and Competitiveness of National System of Education



И.Н. Рогова
В.В. Андронатий
I.N. Rogova
V.V. Andronatiy
irina_ltd@mail.ru
andronatij@rambler.ru
доцент кафедры международного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры истории, философии и социальных наук, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент
senior lecturer, the Department of International Business, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of History, Philosophy and Social Studies, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics, associate professor
Санкт-Петербург
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • управление образованием
  • уровень образованности молодежи
  • образовательные технологии
  • суверенная система образования
  • конкурентоспособность
  • экспорт образования
  • Keywords:

  • management of education
  • educational level of young people
  • educational technologies
  • sovereign educational system
  • competitiveness
  • export of education
  • Статья посвящена актуальным проблемам в сфере управления образованием в РФ. Особое внимание авторы уделяют существующим вызовам и смене приоритетов развития в процессе формирования суверенной системы отечественного образования. Проводится анализ конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг, рассматриваются возможности ее повышения.

    The research is devoted to the topical problems of management of education in the Russian Federation. Special attention is paid to current challenges and the change of development priorities when creating a sovereign national education system. We analyze the competitiveness of Russia in the global market of educational services and look at the possibilities of increasing it.

    Обзор статьи

    В настоящее время образование является не только научно-социально-культурным феноменом; оно, как неотъемлемая часть общества, затрагивает самые разные сферы его жизнедеятельности, во многом определяя будущее любого государства. Понимание значимости суверенной системы образования для выбора национальной идеи нашего Отечества является серьёзным стимулом для развития научных исследований в этой сфере. Важно не только сформировать суверенную образовательную систему, но и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг, что является непростой задачей, особенно с учётом беспрецедентных внешних вызовов и прошлых ошибок в сфере управления образованием в нашей стране.
    Сравнивая отношение к понятию «образованный человек» в различные периоды, можно заметить, что в советское время, как и в дореволюционной России, оно связывалось с некоторым идеалом: культурным, интеллигентным, разносторонне развитым человеком, профессионалом в своём деле, заслуживающим уважения.
    Но, начиная с 90-х ХХ века, в массовом сознании россиян идеалом становится человек не столько «образованный», сколько «преуспевающий». Это понятие в первую очередь подразумевает материальную независимость, способность удовлетворять свои постоянно растущие потребности через непрерывное приобретение новых товаров и модных брендов, а также через демонстрацию своих социально одобряемых «деловых» качеств и соответствующего «высокого» статуса. Поэтому для части молодёжи, начиная с тех лет, целью являлась не «образованность», не образование, а диплом. Причём многие выпускники образовательных учреждений до сих пор добровольно выбирают работу «не по специальности» и им, в принципе, не важно, какой диплом получать.
    Таким образом, за прошедшие годы образование постепенно становится средством (товаром) для достижения цели – получения диплома. Поскольку это средство можно продавать и покупать, само понятие «образование» постепенно заменяется термином «образовательные услуги», во многом теряя саму свою суть.
    Образовательные услуги «… принимают товарную форму и, учитывая действующие во всем мире рыночные механизмы, имеют собственную потребительскую стоимость, спрос и предложение» [5].
    Однако в последние два года происходит постепенная смена приоритетных потребностей нашего государства в сторону повышения общего уровня образованности молодёжи. Особое внимание власти обращают на необходимость интеллектуализации общества, что неразрывно связано с повышением уровня образования населения и качества жизни граждан. В частности, перед образовательными организациями всех уровней ставится задача по повышению уровня критического мышления обучающихся, особенно при анализе информации. В качестве наглядного примера можно отметить, что даже Президент России В.В. Путин, выступая на различных молодёжных форумах, неоднократно призывал студентов и школьников не «потреблять информацию» бездумно, а учиться мыслить самостоятельно.
    Вспомним, что в советское время, расширение влияния СССР, как политического, так и экономического, происходило в том числе и путем экспансии имеющейся системы образования, конкурентоспособность которой определялась на мировом рынке высоким качеством, доступностью и фундаментальностью обучения а также возможностью освоить русский язык.

    Список использованной литературы

    1. Бондарева Л. Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества: монография / под науч. ред. В.А. Шапошникова / Вершинин А.А., Климентьева И.В. [и др.]; Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 101 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/38197/1/978-5-8050-0721-8_2021.pdf (дата обращения: 29.04.2023).
    2. Более 30 российских вузов стали участниками образовательной выставки в Узбекистане. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/50716/ (дата обращения: 17.04.2023).
    3. Казахстан лидирует по количеству студентов в российских вузах // Минобрнауки. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/53842/ (дата обращения: 29.04.2023).
    4. Козырьков Р.В. К вопросу о специфике экономических отношений на рынке образовательных услуг // ПСЭ. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spetsifike-ekonomicheskih-otnosheniy-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 01.05.2023).
    5. Манукян А.Р. Роль образования в «мягкой силе» современного государства // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-obrazovaniya-v-myagkoy-sile-sovremennogo-gosudarstva (дата обращения: 31.05.2023).
    6. О приоритетном проекте «Экспорт образования». URL: http://government.ru/ info/27864/# (дата обращения 12.12.2023).
    7. Основные направления и перспективы развития мирового рынка образовательных услуг // Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 г. № 1797-р (ред. от 14.03.2023 г.).
    8. Перечень многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации по вопросам признания дипломов об образовании и ученых степеней (по состоянию на 1 ноября 2023 г.). URL: https://vsrf.ru/documents/ international_practice/33250/ (дата обращения: 01.05.2023).
    9. Пирогова Е.В. о концепции управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения // Вестник ГУУ. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ o-kontseptsii-upravleniya-konkurentosposobnostyu-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 01.05.2023).
    10. Рогова И.Н., Андронатий В.В. Тенденции управления образовательными системами и десуверенизация отечественного образования // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 4. С. 190–196.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2