ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Положение российского авиационного производителя на внутреннем и внешнем рынках при санкционном давлении

Status of Russian Aviation Manufacturer in Internal and External Markets under Sanctions Pressure



Я.В. Смородин
Ya.V. Smorodin
yaroslavsmorodin@yandex.ru
генеральный директор, ООО «Партавиа»
director general, Partavia plc
Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • авиация
  • авиационный рынок
  • продукция двойного назначения
  • гражданская авиация
  • авиационная промышленность
  • Keywords:

  • aviation
  • aviation market
  • dual-use products
  • civil aviation
  • aviation industry
  • В статье рассматривается актуальное положение российского авиационного производителя на основе реальных производственно-экономических показателей авиационной промышленности России за последние несколько лет. Анализируется влияние санкционных и антисанкционных мер на производительность авиационных предприятий и изменение долей внутреннего и внешнего рынков, занимаемых отечественным производителем авиационной продукции.

    We consider the current status of Russian aviation manufacturers on the basis of real production and economic indicators of the aviation industry in Russia for the last several years. We analyze the impact of sanctions and anti-sanction measures as well as the change in the share of internal and external markets occupied by the domestic manufacturer of aviation products.

    Обзор статьи

    Актуальность данной статьи заключается в необходимости рассмотрения общего состояния внутреннего и внешнего рынков авиационной продукции на фоне санкционных, антисанкционных мер и мер по импортозамещению, фокусируясь на положении российского авиационного производителя, что целесообразно для выявления положительных и отрицательных тенденций рынка.
    Статья состоит из вводной части, где обосновывается актуальность и ставится цель исследования, в основной части рассматриваются основные производственно-экономические показатели авиационной промышленности России, доли авиационных рынков, занимаемых отечественным производителем и иностранными конкурентами. Статья завершается выводами и списком цитируемой литературы.
    Применены методы логического, теоретического, сравнительного анализа и конкретизации.
    Кратким выводом статьи является то, что на данный момент санкционные, антисанкционные меры и меры по импортозамещению не выявлено значительного влияния на производственно-экономические показатели российского авиационной промышленности России и на изменение долей внутреннего и внешнего рынков. Однако предполагается большая эксплицитность данного влияния в период нескольких лет до 2030 года. Выявлена положительная тенденция к увеличению доли внутреннего рынка, занимаемой отечественным производителем вертолетной техники, ввиду ограничений рынка для иностранных конкурентов и достаточно высокой конкурентоспособности отечественных вертолетных предприятий. Вместе с тем, ограничение внутреннего рынка задает отрицательную тенденцию для сегмента гражданского самолета. Отечественный производитель гражданского самолета не имеет достаточных технических возможностей компенсировать отсутствие иностранного предложения на внутреннем рынке, а эксплуатант иностранных воздушных судов вынужден применять «непрямые» методы обеспечения летной годности судов.
    Вкладом в развитие темы можно считать то, что на основе рассмотрения производственно-экономических показателей было определено актуальное положение авиационной промышленности России на внутреннем и внешнем рынках и уровень влияние санкционных и антисанкционных мер на авиационную промышленность России, что, к примеру, может поспособствовать при анализе инструментов повышения конкурентоспособности авиационного предприятия.

    Список использованной литературы

    1. Бударина Н.А., Басалаева Ю.А. Диверсификация Холдинга «Вертолеты России» как один из способов повышения внешнеэкономического потенциала // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 3-1(73). С. 97–101. DOI 10.24412/2411-0450-2021-3-1-97-101. EDN VTKEVN.
    2. Годовой отчет по итогам деятельности за 2021 год // АО «Авиационная промышленность». URL: http://aviaprom.pro (дата обращения: 12.01.2024).
    3. Годовой отчет по итогам деятельности за 2022 год // АО «Авиационная промышленность». URL: https://www.aviaprom.pro/reviews/raskrytie-informacii/ (дата обращения: 15.02.2024).
    4. Динамика промышленного производства // Сайт ФСГС РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/ 196621 (дата обращения: 15.02.2024).
    5. Добровольский Л.В. Участие оборонно-промышленного комплекса в развитии экономики Российской Федерации на примере авиастроительной отрасли // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2020. № 4(26). С. 18. EDN FDUMXF.
    6. Ермилов В.О., Ермолаева Е.Н. Российские авиакомпании в условиях Западных авиасанкций. Экономический анализ ситуации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 7-1. С. 67–72. DOI 10.17513/vaael.2301. EDN ILDTDD.
    7. Кулаков М.В., Рукин И.Д., Шевченко А.Е. Мировой рынок гражданской авиации: текущее положение // Наука. Техника. Человек: исторические, мировоззренческие и методологические проблемы. 2022. Т. 1. № 12. С. 260–266. EDN WKBYJU.
    8. Сидорова И. Россия в 2022 году на 70% увеличила выпуск гражданских вертолетов // Ведомости. 2023, 20 февраля. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2023/02/20/963574-rossiya-uvelichila-vipusk-grazhdanskih-vertoletov (дата обращения: 15.02.2024).
    9. Смородин Я.В. Негативное влияние понятийной субституции двойного и гражданского назначений на гражданский авиационный рынок России // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 4. С. 245–249. DOI 10.26163/GIEF.2023.46.19.036. EDN QMNHOT.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2