ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовые проблемы, возникающие при редомициляции компаний в юрисдикцию Российской Федерации

Legal Issues Arising Upon Redomiciliation of Companies to Russian Federation



Р.Р. Рафиков
R.R. Rafikov
ro.rafikov@mail.ru
аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Ph.D. student, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • редомициляция
  • специальные административные районы (САР)
  • международные компании
  • перерегистрация
  • глобальные депозитарные расписки
  • международные холдинговые компании
  • экономически значимые организации (ЭЗО)
  • Keywords:

  • redomiciliation
  • special administrative regions
  • foreign companies
  • re-registration
  • global depositary receipts
  • international holdings
  • economically significant organizations (ESO)
  • В статье рассмотрены проблемы, возникающие при редомициляции иностранных компаний или их дочерних компаний в юрисдикцию Российской Федерации. Приведены примеры компаний, прошедших редомициляцию. Осуществлена попытка систематизировать общую практику по вопросам редомициляции.

    The article discusses problematic issues arising in the course of redomiciliation of foreign companies or their subsidiaries to the Russian Federation.
    The examples of companies that have undergone the redomiciliation procedure are given. The author attempts to systemize the general practice dealing with redomiciliation.

    Обзор статьи

    Редомициляция – это комплексный организационно-правовой процесс, предусматривающий смену национальной правовой принадлежности юридического лица (с иностранной на российскую), сопровождающуюся присвоением специфического статуса международной компании (МК) [6].
    Институт редомициляции является все еще новым для российского законодательства и выстроен таким образом, что накладывает ряд ограничений для компаний, планирующих осуществить редомициляцию в юрисдикцию Российской Федерации.
    Так, законодательство о редомициляции в Российской Федерации предусматривает принудительное исполнение инвестиционных обязательств по самым разнообразным правовым основаниям. Также необходимо обратить внимание на то, что для иностранных компаний, в первую очередь контролируемых российскими бенефициарами, по-прежнему значительно более выгодны зарубежные юрисдикции.
    Кроме того, российское законодательство устанавливает, что международные компании вправе изменить свой личный закон посредством регистрации в иностранном государстве только с согласия Правительства Российской Федерации. Следовательно, при попытке обратной редомициляции из Российской Федерации в иностранную правовую юрисдикцию, такие компании не смогут сменить юрисдикцию без предварительного согласования.
    Основополагающие законы, регулирующие процедуру редомициляции компаний в юрисдикцию Российской Федерации, приняты законодательной властью РФ только в 2018 г. К ним можно отнести Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» [1], Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» [2].
    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» предоставляет иностранному юридическому лицу, являющемуся коммерческой корпорацией, право изменить свой личный закон путем редомициляции на территорию РФ в специально созданные для этого административные районы на островах Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область) [12].
    С учетом того, что территория специального административного района (далее – САР) острова Русский относится к режиму свободного порта Владивосток, согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [3], то для возможности получения дополнительных льгот по налогу на прибыль, имущество и льгот по страховым взносам на новых рабочих местах иностранным компаниям или их дочерним организациям необходимо принимать решения о реализации инвестиционного проекта в статусе резидента специального порта Владивосток. В таком случае, иностранным компаниям следует провести тщательную оценку всех финансовых и административных рисков от такой перерегистрации, связанной с наличием финансирования, расчетом ожидаемых доходов от реализации проектов на территории специального порта Владивосток и на территории САР острова Русский, извлекая при этом максимальную выгоду для компании и нивелируя риски, которые могут возникнуть в ходе редомициляции и проработки вопросов с соответствующими компетентными органами РФ.

    Список использованной литературы

    1. О международных компаниях и международных фондах: федер. закон от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304052/?ysclid=ls2romxz7h648642322 (дата обращения: 20.09.2023).
    2. О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края: федер. закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304082/?ysclid=ls2rqiaawm637728654 (дата обращения: 20.09.2023).
    3. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // Справ.-правовая система «Консультант-Плюс». URL: ttps://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182596/?ysclid= ls2rud58r1542619895 (дата обращения: 20.09.2023).
    4. В 2023 году около 200 иностранных компаний с российским капиталом зарегистрировались в САР // ТАСС 2023, 27 февраля. URL: https://tass.ru/ekonomika/ 20093205/ (дата обращения: 20.09.2023).
    5. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: https://uslugi.tpprf.ru/ ru/sanctions_2022/ (дата обращения: 20.09.2023).
    6. Кондукторов А.С. Деофшоризация финансовой системы Российской Федерации: понятие, цели, актуальные направления реализации // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 6. С. 37–51.
    7. Тихонов Д. «Инвесторы дальневосточного офшора должны развивать остров Русский» // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. 2018. 30 октября. URL: https://erdc.ru/news/denis-tikhonov-investory-dalnevostochnogo-ofshora-dolzhny-razvivat-ostrov-russkiy/?sphrase_id=57934 (дата обращения: 20.09.2023).
    8. Калининградский офшор за год пополнился шестнадцатью участниками // РБК. 2021. 5 января. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/05/01/ 2021/5ff48ee69a7947604167c199 (дата обращения: 20.09.2023).
    9. Канашевский В.А. Международная компания как особый вид юридического лица в России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 6. С. 104–108.
    10. НОВАТЭК редомицилировал в Россию компанию-держателя квазиказначейских акций // БКС Экспресс. 2023. 1 июня. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/novatek-redomitsiliroval-v-sar-kompaniiu-derzhatelia-kvazikaznacheiskikh-aktsii (дата обращения: 20.11. 2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2