ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Публичный правовой договор в форме соглашения субъектов РФ об изменении границ: теория и практика

Agreement Under Public Law in the Form of Treaty Between Russia’s Constituent Entities on Change of Boundaries: Theory and Practices



Д.А. Шестаков
В.С. Шаульский
D.A. Shestakov
V.S. Shaulskiy
shestakov.dmtr@gmail.com
vladimir.shaulsky@gmail.com
аспирант кафедры конституционного и международного права, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, член Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, адвокат адвокатского бюро «ПраймЭдвайс Санкт-Петербург»
аспирант кафедры гражданского права и процесса, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Ph.D. student, the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Member of Saint-Petersburg Advocates’ Chamber, Advocate of Prime Advice Saint-Petersburg Advocates’ Bureau
Ph.D. student, the Department of Civil Law and Procedure, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • публичный договор
  • административные границы
  • субъекты Российской Федерации
  • Keywords:

  • public contract
  • administrative boundaries
  • Russia’s constituent entities
  • Авторами настоящей статьи рассмотрена конституционная доктрина публичного договора на примере соглашений об изменении административно-территориальных границ субъектов Российской Федерации. Утверждается, что теория и практика таких соглашений на современном этапе позволяют раскрыть сущность и природу публичного договора как юридического и политического инструмента. В заключение сделан вывод о целесообразности выделения публичных договоров в качестве закрепленной нормативной категории.

    The authors examine the constitutional doctrine of a public contract based on the example of agreements on changing the administrative-territorial boundaries of the constituent entities of the Russian Federation. It is alleged that the theory and practice of such agreements at the present stage make it possible to reveal the essence and nature of a public contract as a legal and political instrument. The author comes to the conclusion that it is advisable to distinguish public contracts as a fixed normative category.

    Обзор статьи

    В конституционном праве понятие «публичный договор» относится к особому типу соглашений или договоров, которые устанавливают отношения между государством (или его органами) и гражданами либо другими субъектами права. Публичные договоры имеют особую юридическую значимость и регулируют важные общественные вопросы.
    Основные характеристики публичных договоров включают в себя:
    1. Тип отношений. Публичные договоры устанавливают отношения, которые являются существенными для функционирования государства и общественного порядка. Они касаются ключевых прав и обязанностей граждан, государства и общества в целом.
    2. Конституционное основание. Публичные договоры обычно построены на конституциях или основных законах государства. Они имеют конституционную силу и включены в конституцию либо имеют приоритет перед обычным законодательством.
    3. Официальное утверждение. Публичные договоры могут требовать официального принятия или утверждения со стороны государственных органов, общественных институтов или иных компетентных органов. Процедура установления публичного договора может включать в себя гласное голосование, референдум, процедуры одобрения в парламенте и другие аналогичные способы.
    4. Обязательность. Публичные договоры обладают юридической обязательностью как для государства, так и для граждан, других сторон. Они устанавливают права и обязанности всех сторон, которые должны быть соблюдены в соответствии с законом. Нарушение публичного договора может привести к юридическим последствиям.
    Примеры публичных договоров в конституционном праве могут включать в себя социальные пакты, декларации прав граждан или конституционные соглашения между государством и народом [7]. Эти договоры часто регулируют такие важные области, как обеспечение гражданских и социальных прав, защита прав меньшинств, гарантии гражданской безопасности, другие конституционные гарантии.
    Публичные договоры отражают конституционные принципы, устанавливают стандарты поведения и служат инструментом конституционной юрисдикции для защиты прав и интересов граждан и государства. Договоры об изменении границ субъектов Российской Федерации относятся к вопросам федерального и регионального ведения в России [3]. Они представляют собой соглашения между двумя или более субъектами РФ об изменении территориальной структуры государства путем перераспределения или реорганизации их границ.
    Процесс изменения границ субъектов РФ оформляют в виде договоров, которые могут принимать различные формы и называться по-разному, в зависимости от содержания и целей соглашения. Некоторые из таких договоров могут быть отнесены к присоединению или объединению субъектов, передаче территорий, слиянию или разделу. Однако все перечисленные договоры – суть публичные договоры в конституционном смысле [8].
    Процедура изменения границ субъектов РФ, в том числе заключение договоров, проводится в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией РФ. Решения о реорганизации или изменении границ принимают с учетом желания и интересов субъектов, а также при соблюдении конституционных и процедурных норм.

    Список использованной литературы

    1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. Т. 1. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 864 с.
    2. Антоненко Т.А., Милявская Ю.В., Смоленский М.Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
    3. Астафичев П.А. Конституционное право России. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.
    4. Беков Я., Куриев М. Правовая оценка изменения границ Республики Ингушетия // Адвокатская газета. 2018. 12 ноября. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ pravovaya-otsenka-izmeneniya-granits-respubliki-ingushetiya/ (дата обращения: 15.09.2023).
    5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
    6. Конституционное право зарубежных стран: хрестоматия / сост. В.В. Карпунина, А.А. Косых, И.С. Малышева [и др.]. Воронеж: Научная книга, 2022.176 с.
    7. Конституционное право. Общая часть: учеб.-метод. пособие к лекциям и семинарам (программа дисциплины, тезисы лекций, практикум) / под ред. Н.А. Богдановой. М.: Зерцало-М, 2018. 372 с.
    8. Шаульский В.С., Гельдибаев М.Х. Отказ от реляционного договора как способ защиты прав кредитора // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение: cб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 31 марта 2022 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2022. С. 717–721.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2