ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Трансформация структуры реального сектора экономики России: роль плана и рынка

Transformation of Structure of Russian Real Economy Sector: Role of Plan and Market



А.Б. Камышова
Л.Н. Кондратьев
A.B. Kamyshova
L.N. Kondratyev
kamyshova76@mail.ru
assasin.screet@gmail.com
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доктор экономических наук, доцент
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
professor, the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, associate professor
post-graduate student, the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • российская экономика
  • реальный сектор
  • государственные регуляторы
  • рыночные регуляторы
  • бюджетное правило
  • импортозамещение
  • Keywords:

  • russian economy
  • real sector
  • government regulators
  • market regulators
  • budget rule
  • import substitution
  • Статья представляет собой научное исследование, посвященное проблеме реструктуризации реального сектора экономики в условиях санкций. Особое место отводится политике импортозамещения, целью которой является создание новых продуктов и новых производств высокотехнологичной направленности. Авторами предлагается подход к государственному регулированию процесса создания новых высокотехнологичных производств в условиях санкций посредством обоснования усиления плана.

    We consider the problem of restructuring the real sector of the economy under sanctions. A special place is given to the policy of import substitution aimed at creating new products and new high-tech industries. The authors present an approach to the state regulation of creating new high-tech industries under sanctions by substantiating the growing role of planning.

    Обзор статьи

    Введение
    В условиях санкционного давления для отечественной экономики актуализировалась проблема замещения импорта. Начиная с марта 2022 г. российская экономика активно перестраивалась как в сфере экспорта, так и в сфере импорта. Трансформация логистических цепочек завершилась их усложнением, что, безусловно, сказалось на конечной стоимости импортных товаров. Удорожание импорта возымело свои очевидные последствия к лету 2023 г., и выразилось в росте цен внутри страны и обесценивании национальной валюты. Сложившаяся ситуация затронула благосостояние и покупательскую способность населения страны и в очередной раз актуализировала необходимость реализации политики импортозамещения.
    Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [2]. Однако с началом СВО подход к импортозамещению поменялся. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта. В текущей ситуации проблема импортозамещения «заиграла» в новом свете [4].
    Ожидаемым результатом успешной реализации политики импортозамещения является снижение зависимости от импорта и обеспечение устойчивого роста отечественных секторов экономики. Достижение устойчивого роста отечественных секторов экономики возможно за счет модернизации уже имеющихся производств или создания новых производств. Обеспечить поддержку отечественного производства можно как искусственными ограничениями (заградительные пошлины или полный запрет на ввоз ряда товаров), так и стимулированием национального производителя (государственное финансирование предприятий, предоставление льготных кредитов), т.е. целенаправленным перераспределением ресурсов от уже функционирующих сектора к вновь создаваемым [1].
    Целью данной работы является исследование роли плана и рынка в процессе реструктуризации реального сектора экономики России посредством оптимального соотношения государственных и рыночных регуляторов. Поскольку количество ресурсов, которыми располагает хозяйственная система, ограничено, а привлечение ресурсов из-за рубежа в текущей ситуации является трудновыполнимым и не рациональным, возникает проблема эффективного распределения имеющихся ресурсов между секторами и отраслями экономики. Решение проблемы эффективного распределения ресурсов базируется не только на рыночных принципах (эффективность распределения ресурсов), но и на плановых (достижение планируемого объема выпуска продукции хозяйственной системой). Таким образом, возникает необходимость исследования роли государства и рынка в процессе распределения ресурсов для реструктуризации реального сектора экономики с целью производства отечественных технологий или высокотехнологичных (инновационных) продуктов.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 30.08.2023).
    2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 30.08.2023).
    3. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://base.garant.ru/73229392/ (дата обращения: 31.08.2023).
    4. Постановление Правительства РФ от 1.04.2022 г. № 552 «Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://base.garant.ru/403820386/ (дата обращения 31.08.2023).
    5. Евразийская политическая экономия / под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С, Тарасевича. СПБ.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 767 с.
    6. Камышова А.Б. Отношение рынка и плана в национальной экономике: роль пропорций реального сектора // Влияние характеристик реального сектора на формирование противоположных типов хозяйственных систем / монография под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. С. 281-300.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2