ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологические подходы к формированию административно-правовового института системы управления стратегическим развитием субъектов Российской Федерации на современном этапе

Method Approaches to Forming Administrative-Legal Institution of System of Managing Strategic Development of the Russian Federation Units at Present



Г.И. Канев
С.А. Ткачев
lmv707@list.ru
stkachev1@yandex.ru
соискатель кафедры политологии ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
зав. кафедрой государственного и муниципального управления АОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», кандидат экономических наук
г. Санкт-Петербург
г. Сыктывкар
St. Petersburg
Syctyvkar
Рассматриваются методологические вопросы формирования административно-правового института управления деятельностью органов власти различного уровня. Исследуются проблемы систематизации норм межотраслевого (по отраслям права) и междисциплинарного характера в сфере стратегического социально-экономического развития регионов.
Method issues of forming administrative-legal institution of managing governmental bodies of different levels are considered. We research problems of s2stemati3ation of inter-branch and interdisciplinar2 regulations in the sphere of strategic social and economic regional development.

Ключевые слова:

  • административное право
  • систематизация норм
  • стратегическое развитие
  • правовое обеспечение
  • правовой институт
  • Keywords:

  • Обзор статьи

    Сложность задачи совершенствования административно-правового обеспечения управления деятельностью органов власти различного уровня во всех ее аспектах (от обеспечения жизнедеятельности подведомственной территории и местного сообщества до обеспечения устойчивого социально-экономического развития административно-территориальных образований) обусловливает необходимость глубинной перестройки «<…> системы правовых средств, используемых в целях обеспечения эффективности государственного упорядочивающего воздействия на все стороны управленческой деятельности» [6. С. 206].
    Это положение, сформулированное в первой половине 1990-х годов, актуально и сегодня, когда с большими затруднениями в органах власти различного уровня реализуется административная и иные реформы. К основным проблемам в области решения задачи совершенствования административно-правового обеспечения государственного управления (в том числе на региональном уровне) целесообразно отнести:
    - недостаточно высокий уровень систематизированности, кодифицируемости и совместимости с реальным управлением положений современного административного права;
    - распространенность стереотипных представлений, ассоциирующих и даже отождествляющих сферу административного права со сферой командно-админист-ративного управления. В связи с этим, применение многих положений административного права (например, административный договор, административный процесс, административно-правовой институт и пр.) распространяется только на ограниченные области государственного управления.
    Подобные недостатки отражаются на том, что, например, до сих пор не сформулирована в надлежащем объеме компетенция органов местного самоуправления и должностных лиц по осуществлению правотворческой (нормотворческой) деятельности. Следует отметить, что регламентированное право на эту деятельность является основной предпосылкой административно-правового обеспечения управления, необходимого и на муниципальном уровне. Здесь надо учитывать, что в развитых странах, где сложившаяся система местного самоуправления имеет более долгую историю существования, такие предубеждения относительно нераспространения положений административного права на муниципальном уровне отсутствуют [9].

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». М.: Омега-Л, 2006.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». М.: Инфра-М, 2008.
    4. Административная реформа в России: науч.-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: ИНФРА-М, 2006.
    5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Ч. 1. М.: Зерцало, 2009.
    6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Т. I. М.: ТЕИС, 1994.
    7. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002.
    8. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
    9. Зеленцов А.Б., Козырин А.Н., Штатина М.А. Административное право зарубежных стран. М.: Спарк, 2003.
    10. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
    11. Лукин М.В., Канев Г.И., Ткачев С.А. Правовой институт муниципального управления: монография. Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ, 2008.
    12. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 2002.
    13. Мильшин Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
    14. Нестолий В.Г. О частном и публичном в регулировании потребления электричества и тепла. Против использования термина «договор» в сфере публично-правового регулирования // ЮрКлуб: Виртуальный клуб юристов: [сайт]. URL: www.yurclub.ru/docs/other/article96 (дата обращения: 15.01.2012).
    15. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. 1969. № 3.
    16. Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.Н. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
    17. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. 2-е изд-е, доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2005.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2