ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Нормативно-правое регулирование деятельности должностных лиц оперативных подразделений при решении задач оперативно-розыскной работы и идентификации личности неопознанных трупов

On Normative Legal Control Over Performance of Operational Units Of-ficials When Exercising Operational Search Activities and Verifying Identities of Unidentified Decedents



Г.В. Бушин
А.И. Куртяк
G.B. Bushin
A.I. Kurtyak
mia1273@mail.ru
kurtyak2017@inbox.ru
заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат экономических наук
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России
Deputy Head, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Activity, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D. in Economics
Senior Lecturer, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Activity, Saint- Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • розыскная работа
  • должностные лица
  • нормы права
  • оперативные подразделения
  • идентификация
  • личность
  • неопознанный труп
  • Keywords:

  • search activities
  • officials
  • norms of law
  • operational units
  • dentification
  • identity
  • unidentified decedent
  • В статье осуществлен анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность должностных лиц оперативных подразделений при решении задач оперативно-розыскной работы и идентификации личности неопознанных трупов. Выявлены правовые проблемы и коллизионные вопросы, связанные с реализацией норм оперативно-розыскного законодательства.

    The article presents analysis of key normative and legal acts which regulate the activities of operational units officials in the cause of exercising operational search activities and when establishing identities of unidentified persons. On that ground there have been revealed legal challenges and conflict of laws related issues dealing with implementation of norms of operational and search legislation.

    Обзор статьи

    Должностные лица оперативных подразделений в рамках реализации возложенных на них служебных обязанностей основываются на нормах правовых актов, оперативные сотрудники являются должностными лицами органов внутренних дел, в частности, полиции и наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
    Обязательность следования требованиям норм правовых документов, регламентирующих деятельность должностных лиц оперативных подразделений, обусловлена характером выполнения своих обязанностей, а именно предполагаемым ограничением прав и свобод граждан, предупреждением и пресечением преступлений, взаимодействием с органами предварительного расследования, судом, иными органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
    В настоящее время Конституция Российской Федерации является фундаментом правового регулирования по вопросам, касающимся деятельности оперативных подразделений, занимающихся идентификацией неопознанных трупов и розыскной работы в целом [1]. Конституция Российской Федерации закрепляет основные условия и основания организации правоохранительной деятельности в целом, регулируя также правовые границы прав и свобод граждан с возможностью их ограничения в рамках закона. Вторая глава Конституции Российской Федерации полностью посвящена принципам реализации прав и свобод граждан, которые государственные органы призваны обеспечивать и защищать:
    права и свободы – высшая ценность для государства, в том числе для полиции;
    равенство всех перед законом;
    возможность ограничения прав и свобод лишь на основании требований закона;
    запрет на применение пыток и иных насильственных ограничений правового статуса человека;
    право обвиняемого (подозреваемого) на обращение за помощью адвоката;
    действие принципа презумпции невиновности.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Федеральный закон от 1 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.
    3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года 1 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
    4. Федеральный закон РФ от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
    5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 09.05.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
    6. Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчез-новением лиц» // Российская газета от 30 марта 2015 г. № 65.
    7. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России 3 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета, № 282, 13.12.2013.
    8. Приказ МВД России от 26 февраля 2016 года № 93 «Об организации приема, регистрации и рассмотрения заявлений и иных сообщений о трупах» // «Консультант Плюс». URL: https://base.garant.ru/ 746390/ (дата обращения: 16.06.2023).
    9. П.Е. Сафронов, Особенности раскрытия и расследования убийств с обнаружением неопознанного или частей расчлененного трупа // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: Сборник научных трудов ХII Международной научно-практической конференции, Кострома, 24–25 декабря 2015 года. Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2016. С. 91-96.
    10. А.С. Игуменов. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1(71). С. 67-71.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2