ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные проблемы познания и юридического содержания собственности и договора в философии права Гегеля

Major Challenges of Cognition and Legal Content of Property and Contract in Hegel’s Philosophy of Law



В.С. Шаульский
М.М. Вождаев
V.S. Shaulskiy
M.M. Vozhdaev
Vladimir.shaulsky@gmail.com
m_student2021@mail.ru
руководитель юридической службы, Ассоциация Рыбоводов Северо-Запада
аспирант 2-го курса, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Head, Legal Department, North-West Fish Breeders Association
2nd year post graduate student, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • философия права
  • теория права
  • диалектика
  • Гегель
  • собственность
  • договор
  • Keywords:

  • philosophy of right
  • theory of law
  • dialectics
  • Hegel
  • property
  • contract
  • В настоящей статье исследованы основные вопросы методологии Гегеля в контексте ключевых понятий теории гражданского права – понятий «собственность» и «договор». Общеевропейское значение имеет «Философия права» – одна из главных работ Гегеля, посвященных рассматриваемым вопросам, что является важным фактором при обращении к ней современных ученых-юристов. Авторы полагают, что содержательный потенциал предложенной Гегелем систематики юридических понятий далеко не исчерпан, и он требует внимательного изучения в целях совершенствования методологии общей теории права.

    The article examines major issues of Hegel's methodology in the context of key notions of the theory of civil law: the notions of property and contract. One of Hegel’s key studies addressing the issues at hand, the Philosophy of Right, is of the all-European significance which is an important factor for modern legal scholars to refer to. The authors believe that the meaningful potential of systematics of legal concepts proposed by Hegel is far from being exhausted and that it requires careful study in order to improve the methodology of the general theory of law.

    Обзор статьи

    Вероятно, не существовало в прошлом мыслителя, учение которого было бы воспринято человечеством настолько же неоднозначно, как философская система Г.В.Ф. Гегеля. Эта неоднозначность, а порой и придаваемая ей некоторыми учеными одиозность, граничит с колоссальностью влияния идей Гегеля на облик современного мира.
    По меткому замечанию Ф. Ницше, «...немцы, – гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля...». И в данном случае это суждение вполне относимо ко многим иным народам, которые ощутили влияние философских технологий Гегеля в сферах государственного строительства (достаточно вспомнить о влиянии гегелевской диалектики на К. Маркса и влиянии идей последнего на развитие стран-участниц бывшего СССР), культурологических исследований (лекции по эстетике Гегеля стали во многом основой развития современных институциональной, формальной теорий искусства) и юридической науки.
    Многие мысли, высказанные Гегелем в его знаменитой «Философии права», или, как метко ее называют на Западе, «Elements of the philosophy of Right», стали основой развития теории права и государства континентальной Европы в целом, начиная с середины XIX в. Укажем, что первая в истории России научная диссертация защищена в 1834 г. профессором К.А. Неволиным именно по философии права и во многом под влиянием Гегеля, с которым профессор Неволин был знаком лично.
    Исходя из вышеизложенного, важным становится исследовать доктринальные «следы» Г.В.Ф. Гегеля, которые, без сомнения, можно обнаружить в современных источниках по философии права, то, что стало основой государственной политики многих стран континентальной Европы.
    Существенным фактом в идеалистической системе Гегеля (системе абсолютного идеализма, как ее называл автор), является то, что выстраивает он все свои мысли, исходя из сугубо материалистического базиса, в духе французских материалистов XVIII в. Итак, первая часть «Малой логики» Гегеля – «Учение о бытии». Следует указать, что бытие для Гегеля изначально не имеет под собой сущностного фундамента: рассуждая о бытии, Гегель ставит задачей доказать читателю, что все его мыслительные функции имеют основанием так или иначе бытие, но не конкретное бытие вещи, а «полое», бессодержательное утверждение существования вещи (будь то ноуменальное или феноменальное ее существование). Такое «свободное» от содержания бытие названо у Гегеля «чистым бытием», от которого следует отталкиваться в любом рассуждении: «Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и определенным» [1]. Действительно, что мы можем утверждать о вещи, впервые столкнувшись с ней? Только то, что она есть. На вопросы о том, как и почему она существует, и существует ли в действительности, мы ответим в дальнейшем.

    Список использованной литературы

    1. Гегель Г. Философия права / пер. Б.Г. Столпнер.М.: Юрайт, 2023. 292 с.
    2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М.Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1986. 571c.
    3. Карл Р. Поппер. Что такое диалектика // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 118–138.
    4. Нерсесянц В.С. Гегель: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 112 с.
    5. Ульпиан // Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 44. Ужи – Фидель. М.: Советская энциклопедия, 1956. С. 196.
    6. Гегель Г. Философия истории / пер. А.М. Воден. М.: Юрайт, 2023. 378 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2