ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Маркетингово-логистический подход к внедрению корпоративной информационной системы на отечественном традиционном машиностроительном предприятии

Marketing and Logistics Approach to Introduction of Corporate Information System at Domestic Conventional Machine-Building En-terprises



М.Н. Григорьев
И.В. Казачинский
M.N. Grigoriev
I.V. Kazachinsky
grigorievmn@ya.ru
kivmail79@gmail.com
профессор кафедры маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат технических наук, Заслуженный создатель космической техники, Заслуженный изобретатель Российской Федерации, Почетный работник ВПО
аспирант, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
professor, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Honored Designer of Space Technology, Honored Inventor of the Russian Federation, Honored Worker of Higher Vocational Education
post-graduate student, Baltic State Technical University VOENMEH named after D.F. Ustinov
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • организация производства
  • корпоративная информационная система
  • жизненный цикл
  • внедрение
  • логистика
  • маркетинг
  • Keywords:

  • production organization
  • corporate information system
  • life cycle
  • introduction
  • logistics
  • marketing
  • В настоящее время важным инструментом повышения экономической эффективности деятельности отечественных традиционных машиностроительных предприятий является корпоративная информационная система. Ее внедрение сопровождается значительными затратами сил, времени и финансов. Практический опыт авторов, опирающийся на маркетингово-логистичечкий подход, дает возможность сформулировать ряд общих рекомендаций, полезных для успешного внедрения корпоративной информационной системы, как на отечественных традиционных машиностроительных предприятиях, так и на предприятиях им подобных.

    Today, the corporate information system is an important tool for improving the economic efficiency of domestic conventional machine-building enterprises. Its introduction implies significant effort, time and financial costs. Our own experience supported by the marketing and logistics approach enables us to provide certain guidelines for successful implementation of a corporate information system both at domestic conventional machine-building enterprises and similar companies.

    Обзор статьи

    В настоящее время значительную часть промышленности, действующей на территории Российской Федерации, составляют отечественные традиционные машиностроительные предприятия. Их организационно-технологические процессы, а также инфраструктура весьма капиталоемкие и формировались на протяжении десятилетий. Особенностью таких предприятий являются значительные обязательства перед государством в области номенклатуры выпускаемой продукции и характера ценообразования на нее. Важным инструментом повышения экономической эффективности для них является корпоративная информационная система (КИС). На процедуру внедрения КИС там большое влияние оказывает значительная ограниченность финансовых ресурсов, риски, являющиеся следствием экономических санкций западных государств, необходимость сохранять ритмичность выполнения государственного заказа. Для выбора экономически и функционально эффективных КИС, подлежащих внедрению на таких предприятиях, сформулирована последовательность действий. Даны рекомендации по выбору одного из трех возможных подходов относительно реинжиниринга существующих на предприятии бизнес процессов. Среди моделей жизненного цикла КИС выбрана в качестве наиболее практичной спиральная модель жизненного цикла КИС. При этом обращается внимание на её недостатки, и намечаются пути их преодоления.

    Список использованной литературы

    1. Андреев А.А., Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Информационная система. Патент на изобретение RU2167453C2, 20.05.2001 г. Заявка № 98118246/09 от 28.09.1998 г. URL: http://www.patenton.ru (дата обращения: 13.08.2021).
    2. Астапчук В.А., Терещенко П.В. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020.
    3. Бартов О.Б., Третьякова Е.А. Использование КИС для обеспечения устойчивого развития промышленного производства // Проблемы устойчивого развития на макро-, мезо- и микроуровне: материалы Международ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2018. С. 122–130.
    4. Буйневич Д.М. Разработка программного обеспечения для оценки рисков угроз в КИС // Дни науки: материалы межвузовской науч.-техн. конф. студентов и курсантов. Калининград, 2021. С. 298–302.
    5. Григорьев М.Н. Маркетинг. 3-е изд. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс. М., 2011.
    6. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система. Патент на изобретение RU2133508C1, 20.07.1999 г. Заявка № 98102058/09 от 26.01.1998 г. URL: http://www.rusneb.ru (дата обращения: 13.08.2021).
    7. Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистике. В 3-х т. Том II: Информационные технологии в логистике. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2017.
    8. Мамаева С.О. Проектирование корпоративных информационных систем // Научная сессия ГУАП: сб. докладов научной сессии, посв. Всемирному дню авиации и космонавтики. В 3-х ч. СПб., 2019. С. 187–191.
    9. Панфилова Е.Е. Управление внедрением и сопровождением информационных систем на промышленном предприятии // Сила систем. 2019. № 3 (12). С. 6–31.
    10. Петров А.Б. Опыт внедрения и сопровождения корпоративных информационных систем // Cloud of Science. 2020. Т. 7. № 4. С. 905–911.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2