ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Коммерциализация социальных услуг как новый формат современного общества

Commercialization of Social Services as New Format of Modern Society



Г.Н. Баранова
И.В. Баранова
G.N. Baranova
I.V. Baranova
gnb54@mail.ru
rina_1102@mail.ru
доцент кафедры маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Marketing, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • социальная услуга
  • качество жизни
  • сферы жизнедеятельности
  • коммерциализация
  • предпринимательство
  • Keywords:

  • social service
  • quality of life
  • spheres of life activity
  • commercialization
  • entrepreneurship
  • В статье рассмотрены проблемы коммерциализации социальной сферы регионов. Проанализированы положительные и отрицательные стороны организации коммерческой деятельности услуг социального характера, а также показан эффект от предпринимательства в социальной сфере.

    We look at the problem of commercialization of the social sphere in regions. We analyze the advantages and disadvantages of organizing the commercial activity in the social services sector and demonstrate the effect of the social sphere entrepreneurship.

    Обзор статьи

    Выражая точку зрения на современную экономическую ситуацию в России, политологи, экономисты, социологи, публицисты высказывают весьма противоречивые мнения. Одни видят в ней подобие американскому капитализму в США. Другие, опираясь, кстати, на марксизм, пытаются доказать, что капитализма в России нет. В своем выступлении на заседании Валдайского клуба Президент Российской Федерации В. Путин высказал мнение о том, что капиталистическая модель в настоящее время не работает.
    Тем не менее, в России образовалась система, которая имеет признаки социально-экономической системы, основанной на законах рынка, частной собственности, получении прибыли от продажи производимых товаров и услуг и ее распределении по собственному усмотрению, правовом равенстве участников коммерческих взаимоотношений, а также использовании наемной рабочей силы, которую принято называть капиталистической. Главной целью стало стремление к получению максимальной прибыли и увеличению своего капитала, что привело к переосмыслению деятельности различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной.
    Ученые, исследователи, специалисты в большинстве своем высказывают положительную точку зрения на вхождение социальных услуг в рыночные отношения. Так, например, О.В. Заборовская считает, что «… перед системой регионального управления стоит задача поиска новых механизмов и инструментов, которые будут способствовать преодолению проблем социальной сферы. Однако только за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов это сделать невозможно. Большие перспективы здесь имеет социальное предпринимательство» [2].
    Следует отметить, что в Российской Федерации, впрочем, как и в других странах мира, услуги социального характера населению оказывают не только государственные структуры, но и некоммерческие общественные организации (далее – НКО), действующие в различных отраслях и сферах деятельности. Взаимодействие государства и НКО осуществляется на условиях партнерских отношений, в основе которых лежит финансирование, например, в виде грантов на реализацию Государственных программ и пр. По законодательству НКО вправе оказывать платные услуги, однако прибыль от данного вида реализации они обязаны тратить на развитие своей организации. По мнению большинства специалистов, НКО более эффективны в своей деятельности в отличие от госструктур, однако в их взаимодействии с государством прослеживаются весьма существенные проблемы.
    Наиболее значимые из них в своих трудах отмечает А.Н. Чернышов, приведем некоторые из них: «непрозрачность механизма финансирования НКО, отсутствие достаточного количества информации об объемах финансовых средств, выделяемых конкретным НКО; нетранспарентный отбор субъектов, ответственных за организацию и проведение конкурсов президентских грантов (НКО-операторов); слабая организация системы отчетности НКО о результатах работы по грантовым программам; распыление финансовых ресурсов на небольшие проекты, препятствующее формированию крупных («зонтичных») национальных НКО» [3].
    В этой связи, несмотря на существование государственных социальных некоммерческих организаций, появилась тенденция коммерциализации социальных услуг в некоторых сегментах социальной сферы.

    Список использованной литературы

    1. Былым Е.С., Быстряков А.Я. Выбор приоритетных отраслей для государственно-частного партнерства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика.2012. № 1. С. 64–70.
    2. Заборовская О.В. Роль социального предпринимательства в развитие социальной сферы региона // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях–2020: сб. науч. трудов IV национальной (с международным участием) науч.-практ. конф. / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2020. С. 62–65.
    3. Чернышов А.Н. Взаимодействие государства и НКО: возможности, механизмы, проблемы и пути их решения // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 89–97.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2