ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие предприятий гостиничной индустрии в условиях кризиса туризма

Development of Hotel Industry under Tourism Crisis



М.Г. Воронцова
А.Д. Васильева
M.G. Vorontsova
A.D. Vasilyeva
vorontsovamg@mail.ru
alexandra.vassilyeva@gmail.com
профессор кафедры туризма и социально-культурного сервиса, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
professor, the Department of Tourism and Social and Cultural Service, St. Petersburg State University of Culture, Doctor of Economics, professor
postgraduate student, the Department of Finance, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • гостиничное предприятие
  • коронавирус
  • экономическая неопределенность
  • кризис
  • бизнес-процессы
  • Keywords:

  • tourism
  • hotel business
  • COVID-19
  • economic uncertainty
  • crisis
  • business processes
  • В статье рассматриваются проблемы современной туристской отрасли и гостиничной индустрии, вызванные распространением нового коронавируса по всему миру. Неожиданные рыночные сдвиги привели владельцев гостиничных предприятий к необходимости поиска принципиально новых мер реагирования на ситуацию в условиях пандемии. Авторы статьи рассматривают некоторые подходы и технологии, способствующие переосмыслению бизнес-процессов в развитии предприятий гостиничной индустрии.

    We look at the problems of modern tourism and hotel industry caused by the global COVID-19 pandemic. The unexpected market shifts forced the hotel owners to look for fundamentally new ways of responding to the pandemic situation. We consider certain approaches and technologies contributing to reconsidering of the business processes in hotel industry development.

    Обзор статьи

    Современная экономическая реальность заставляет лидеров бизнеса принимать постоянные решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности деловые операции подвержены различным кризисным ситуациям, которые могут привести к банкротству компании. Существует ряд процедур реорганизации в случае банкротства, а также ряд связанных с этим вопросов, связанных с корпоративной реструктуризацией. Процедуры реорганизации – это борьба за спасение жизни компании на грани банкротства. Туризм, возможно, больше, чем любая другая экономическая деятельность в настоящее время крайне нестабилен с растущими стихийными бедствиями, политическими беспорядками и потрясениями, террористическими актами, вооруженными конфликтами, преступной деятельностью, расовым/этническим насилием и эпидемиями. Действительно, ни одно туристическое направление полностью не защищено от этих внешних угроз, поскольку часть из них в основном неконтролируема. Поэтому в последние годы некоторые из наиболее значительных текущих дискуссий в туристической литературе касаются конфликтов, кризисов, стихийных бедствий, роли туризма в постконфликтном/военном развитии и лучших практик управления кризисами в сфере туризма и гостеприимства.
    Актуальность статьи обоснована тем, что недавнее распространение COVID-19 сильно повлияло на индустрию путешествий и туризма: отели, авиакомпании, круизные лайнеры и целые пункты назначения регистрируют рекордные потери в бизнесе и доходах. Неожиданные рыночные сдвиги, вызванные распространением нового коронавируса, заставили владельцев отелей по всему миру задуматься, что делать и как реагировать на распространение COVID-19 и влияние необходимых мер безопасности. Кризис туризма, связанный с коронавирусом, – одно из самых тяжелых испытаний для мировой туристской отрасли за десятилетия.
    Вспышка коронавируса стала серьезным ударом для российского гостиничного рынка. Согласно прогнозам, 2020 г. должен был стать очень успешным для отрасли. Но отмена масштабных мероприятий (ПМЭФ и Евро-2020) и введение карантина поставили этот бизнес под удар. По прогнозам аналитиков, потери российских отелей за летний сезон этого года составят 7,5–9,5 млрд руб. [6].
    Кроме того, поток гостей, а вместе с ним и деятельность гостиничных предприятий не восстановится мгновенно после снятия ограничительных мер. Для этого потребуется еще минимум два-три месяца после окончания карантина. Основная сложность для отелей состоит в том, чтобы сохранить в дееспособном состоянии инфраструктуру объектов, грамотно перераспределить персонал и, несмотря на снижение затрат, обеспечить возможность максимально быстрого возвращения к работе после окончания пандемии.
    Однако получившуюся затяжную паузу без потока гостей отели могут использовать для внутренних изменений. Речь идет не только о проведении реноваций, что не так просто осуществить при отсутствии стабильного денежного потока. Появилась возможность переосмыслить бизнес-процессы, взаимодействие с партнерами и найти новые рынки и сегменты гостей [8].
    Так, например:
    1. Условия форс-мажора, вызванные карантинными мерами, позволят по-настоящему оценить своих партнеров и заключенные контракты. На сколько на самом деле гибки их условия, идут ли партнеры на компромисс, возможно ли договориться об изменениях в работе и расчетах. Сейчас есть возможность обновить пул партнеров без угрозы бесперебойному обслуживанию гостей.
    2. Пока гостиничное предприятие не работает в полном объеме, можно заменить критически важные системы (и инженерные, и IT). У отеля хватит времени на их установку и отладку, а также обучение персонала работе в новых системах. Сейчас многие программы имеют открытые API, что позволяет буквально собрать все нужные компоненты вместе.
    3. Еще одна возможность, связанная с программным обеспечением: многие поставщики продлевают тарифные планы до 90 дней. То есть появляется возможность сэкономить на обслуживании до трех месяцев. Или же бесплатно протестировать новые решения.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 22.04.2020 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Сайт Центрального Банка РФ. URL: https://cbr.ru/covid/ (дата обращения: 03.07.2020).
    4. Официальный интернет-ресурс «Экономика без вируса». URL: http://covid.economy.gov.ru/ (дата обращения: 03.07.2020).
    5. Официальный портал по борьбе с коронавирусом. URL: https://стопкоронавирус.рф (дата обращения: 03.07.2020).
    6. Иртюга К. Какие плюсы могут найти отельеры в кризис-2020. URL: https://realty.rbc.ru/news/5e7dd9569a7947c8cf526127 (дата обращения: 03.07.2020).
    7. Holder D. Tourism management and destination recovery through the crisis. URL: https://www.jll.cl/en/views/tourism-management-and-destination-recovery-through-the-crisis (дата обращения: 03.07.2020).
    8. Hollander J. Coronavirus: Survival of the Fittest for Hotels // Медиа-платформа Hotel Tech Report: [сайт]. URL: https://hoteltechreport.com/news/coronavirus (дата обращения: 03.07.2020).
    9. Pedersen C.L., Ritter T. Preparing Your Business for a Post-Pandemic World // Сетевое издание «Harvard Business Review»: [сайт]. URL: https://hbr.org/2020/04/preparing-your-business-for-a-post-pandemic-world (дата обращения: 03.07.2020).
    10. Riaz U. COVID-19: what hotel companies should do now and beyond. URL: https://www.ey.com/en_us/covid-19/covid-19-what-hotel-companies-should-do-now-and-beyond (дата обращения: 03.07.2020).
    11. Romashko B. How can the hotel industry recover after COVID-19? URL: https://www.hospitalitynet.org/opinion/4098077.html (дата обращения: 03.07.2020).
    12. Emerging Post-crisis Travel Trends That Hoteliers Should Know. URL: https://businessblog.trivago.com/post-crisis-travel-trends/ (дата обращения: 03.07.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2