ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О необходимости проведения криминологических исследований для определения тенденций преступности при разработке и реализации государственных программ по обеспечению правопорядка в регионе органами исполнительной власти

On Necessity for Criminological Research to Determine Crime Trends in Designing and Implementing State Law Enforcement Programs in a Region by Executive Authorities



О.В. Харченко
O.V. Karchenko
prof.o.v.kharchenko@gmail.com
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, профессор
Professor, the Department of Criminal Law disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, Full Professor
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • общественная безопасность
  • система профилактики правонарушений
  • государственная программа по обеспечению правопорядка в регионе
  • органы исполнительной власти
  • криминологическое исследование
  • состояние и показатели преступности
  • Keywords:

  • public security
  • crime prevention system
  • state program for law enforcement in the region
  • executive authorities
  • criminological research
  • state and indicators of crime
  • В настоящее время в соответствии с федеральным законодательством в регионах России реализуются государственные программы по обеспечению законности, правопорядка и безопасности. На основе анализа государственных программ по безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, статистических данных о состоянии преступности за 2019 г. в России и регионах автором сформулированы основные проблемы, возникающие у органов исполнительной власти при подготовке и реализации указанных программ.
    К числу данных проблем относятся: неполноценное проведение криминологических исследований состояния преступности в регионах; не используются результаты криминологических исследований при разработке и реализации государственных программ по обеспечению правопорядка; не всегда учитываются актуальные тенденции состояния преступности; сложность оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти по обеспечению правопорядка.
    Автором выдвинуты предложения по решению рассматриваемых проблем.

    Nowadays, as required by federal legislation, special Rule of Law programs aimed at effective maintenance of law, order and security are being implemented in Russian regions. Based on the analysis of state security programs designed for both Saint-Petersburg and the Leningrad region along with examining statistical data on the state of crime in 2019 in Russia and the regions, the author formulated the key obstacles that relevant executive authorities face in the course of development and implementation of the ones.
    These include such difficulties as insufficient criminological research on the state of crime in the regions, failure to use results of criminological research in the development and implementation of national law-enforcement programs, disregarding sporadically relevant tendencies in criminal activities and difficulties in evaluating the effectiveness of state executive bodies performance in law enforcement activities.
    The author thereupon offers the way how resolve the problematic under consideration.

    Обзор статьи

    В 2013 г. Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации (14.11.2013 г. № Пр-2685) [2]. В Концепции в качестве одного из основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам называется: «совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения (п. 28 пп. в)» [2].
    Следовательно, в соответствии с Концепцией региональные органы исполнительной власти должны заниматься выявлением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принимать меры по их устранению и реализовывать программы по предупреждению правонарушений. Такие программы разработаны в регионах и успешно реализуются. Вместе с тем они нуждаются в дальнейшем совершенствовании для более эффективного принятия мер по выявлению и воздействию на детерминанты правонарушений.
    В развитие Концепции в 2016 г. принят Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который устанавливает правовую и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений (ст. 1). Правовое регулирование профилактики правонарушений осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3) [1].
    Таким образом, Закон определил, что профилактика правонарушений осуществляется в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На примере общего анализа региональных государственных программ Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляется возможным рассмотреть основные направления реализации Концепции общественной безопасности.
    Так, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. № 489 была утверждена государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 гг., которая реализуется в регионе, ежегодно обновляется, в нее вносят изменения, последние были включены в декабре 2019 г. [3; 4].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. 27 июня. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
    2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. № 489 (ред. от 27.12.2019 г.) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 02.02.2020).
    4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2019 г. № 1007 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. № 489» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 02.02.2020).
    5. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 г. № 396 (ред. от 27.12.2019) «О государственной программе Ленинградской области «Безопасность Ленинградской области» // Правительство Ленинградской области: [сайт]. URL: http://www.lenobl.ru (дата обращения: 02.02.2020).
    6. Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 622 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 г. № 396 «О государственной программе Ленинградской области «Безопасность Ленинградской области» // Правительство Ленинградской области: [сайт]. URL:http://www.lenobl.ru (дата обращения: 02.02.2020).
    7. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/aboutportal (дата обращения: 02.02.2020).
    8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г.: стат. сборник // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1776722/ (дата обращения: 02.02.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2