ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Типология и характеристика участников сетевого взаимодействия на туристском рынке

Typology and Characteristic of Levels of Networking Participants at Tourism Market



Г.С. Мурсиева
G.S. Mursieva
myrsieva@mail.ru
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
post-graduate student, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • агентство
  • туроператор
  • услуги
  • сеть
  • сетевое взаимодействие
  • уровни
  • критерии
  • Keywords:

  • tourism
  • agency
  • tour operator
  • services
  • network
  • networking
  • levels
  • criteria
  • В статье анализируются уровни участников сетевого взаимодействия на туристском рынке и их значение для развития туристской отрасли. Отдельное внимание уделено характеристике ограничителей туристского рынка. Также рассмотрены критерии для создания сети участников туристского рынка. Особый акцент сделан на основные типы систем сетевой организации, характерных для туристской отрасли, инструментах сотрудничества, типологии складывающихся взаимодействий. Полученные результаты позволили сделать вывод, что сетевое взаимодействие в туризме является необходимостью, которая приносит пользу всем участникам туристской сети.

    We analyze the levels of networking participants at tourism market and their role in the development of tourism industry. Special attention is paid to the characteristic of tourism market restrictions. We also consider the criteria for creating a network of tourism market participants. We have a close look at the main types of network organization typical for tourism industry, as well as cooperation tools and typology of network cooperation. Relying on the results obtained, we make a conclusion that networking in tourism is a need that is beneficial for all networking participants.

    Обзор статьи

    Сетевое взаимодействие в настоящее время является важнейшим принципом организации туристского бизнеса. Это связано, в основном, с более открытыми отношениями между участниками через сеть «Интернет», а также открывающимися возможностями построения туристского бизнеса по всему миру, благодаря достаточно открытым границам между странами и интересам стран во всех видах межгосударственного сотрудничества.
    Каждый участник туристского рынка обладает определенным набором уникальных компетенций, которые в случае обмена между несколькими участниками позволяют добиться синергетического эффекта и повысить эффективность использования собственных ресурсов, а кроме того, еще и повысить качество туристских услуг и собственную прибыль. В итоге от такого взаимодействия выигрывают все: участники туристского рынка, государства и общество в целом.
    При создании туристских сетей – сетей участников туристского рынка – необходимо учитывать наличие нескольких важных ограничителей, свойственных именно туристскому рынку. Описание основных ограничителей представлено в табл. 1.
    Основным критерием создания сети участников туристского рынка является готовность к налаживанию сотрудничества. Концептуальная разработка этого критерия предполагает появление возможностей для последующей позитивной трансформации всей туристской индустрии.
    Таким образом, основной целью построения сетевой бизнес-модели в туристской сфере является сохранение взаимной выгоды участников туристского рынка. В конечном счете, эта позиция имеет огромные преимущества перед единоличным участием компаний на рынке. К таким неоспоримым достоинствам можно отнести следующее:
    1) распределение задач между различными игроками сети позволяет не тратить свои силы и ресурсы, а максимально работать в своей области;
    2) сосредоточение внимания на определенной функции в сети способствует большей локальной специализации участника, что неизбежно приводит к более высокому профессионализму;
    3) распределение функций между участниками туристского рынка позволяет повысить качество отдельных услуг, оказываемых участниками, что постепенно повышает качество всех элементов оказания туристских услуг конечному потребителю на всех этапах;
    4) изменчивость и возможность выбора ресурсов и компетенций, необходимых для оказания услуг, позволяют внедрять нестандартные инновационные решения на туристском рынке;
    5) возможность страхования, перераспределения и разделения рисков между участниками позволяет достичь максимальной устойчивости предприятия в кризисных событиях (в том числе, например, в случае санкций, запреты на полет и т.д.), что позволяет всем участникам существенно снизить расходы в случае форс-мажорных обстоятельств.
    Отсюда следует, что управление сетевой организацией непросто из-за большого количества вариативных моментов, которые требуют системности, алгоритмизации процессов, поддержания стремления участников к тесному и открытому сотрудничеству, а также постоянного мониторинга и координации работы всех звеньев сети [3].
    В своей авторской монографии Г.С. Сологубова выделяет следующие основные типы сетей в туристической сфере, представленные в табл. 2.

    Список использованной литературы

    1. Ковзик В.Д. Сетевые структуры в индустрии туризма // Актуальные проблемы экономической теории: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / отв. А.А. Илюхин, Н.И. Кириякова. Екатеринбург, 2017. С. 118–121.
    2. Оборин М.С. Системный подход к раскрытию сущности и содержания санаторно-курортной деятельности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 4(66). С. 216–221.
    3. Оборин М.С., Шерешева М.Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. 2017. № 4 (68). С. 27–28.
    4. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. М.: Кнорус, 2016.
    5. Сологубова Г.С. Организационные механизмы хозяйственной деятельности в туризме: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2