ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологические подходы к идентификации конкуренции в предпринимательских организациях

Methodological Approaches to Identifying Competition in Business Organizations



А.Х. Хакимов
A.Kh. Khakimov
nsr12@mail.ru
докторант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
doctorate student, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • конкуренция
  • бизнес-среда
  • конкурентное партнерство
  • корпоративное управление
  • предпринимательские ресурсы
  • нтальная и вертикальная интеграция
  • Keywords:

  • competition
  • business environment
  • competitive partnership
  • corporate management
  • business resources
  • horizontal and vertical integration
  • В статье раскрыты методологические подходы к идентификации конкуренции. Обоснована правомерность использования термина «конкурентное партнёрство», раскрыто его содержание и методология формирования. Раскрывается возможность организации конкурентного партнёрства в условиях вертикальной и горизонтальной интеграции и в целом в интегрированных экономических системах.

    We describe methodological approaches to identifying competition. We prove the relevancy of applying the term “competitive partnership”, specify its meaning and formation methods. We demonstrate the possibility to organize competitive partnership under vertical and horizontal integration and in integrated economic systems on the whole.

    Обзор статьи

    Структура предпринимательской среды в России и её регионах отличается неоднородностью. Среди факторов, обуславливающих эту неоднородность, выделяются конкурентные факторы: различная степень интенсивности конкурентных процессов, протекающих в пределах тех или иных территориальных образований, в сформировавшихся территориально-отраслевых комплексах; характер конкурентных отношений и их экономическая природа; методы конкуренции, используемые субъектами предпринимательской деятельности в реализации собственных целей и стратегий; результаты, достигнутые органами государственного и регионального регулирования конкурентных взаимоотношений и другие [3; 4; 5; 7; 9].
    Конкурентные факторы предпринимательства формируются вследствие и на основе действия конкуренции, которая, как известно, обладает мощной стимулирующей функцией, инициирующей прогрессивные изменения в системе хозяйствования и являющейся, в этой связи, залогом развития. Стимулирующая роль конкуренции, однозначно проявляющаяся на макроуровне или на уровне регионов, в иных условиях, в частности, на микроуровне, т.е. на уровне, где функционируют, собственно, отдельные субъекты предпринимательства, сопряжена с появлением рада противоречий. Основной из них базируется на отсутствии в заинтересованности в активизации конкуренции у представителей реальной бизнес-среды, для которых конкуренция – генератор сложностей, на который нельзя не реагировать, даже осознавая и признавая её стимулирующий макроэкономический потенциал.
    Указанное противоречие вполне объективно. На практике оно проявляется в стремлении предпринимательских организаций к снижению конкурентной напряжённости и установлению особых межсубъектных взаимодействий, которые можно охарактеризовать как конкурентное партнёрство.
    Охарактеризовать социально-экономическую суть конкурентного партнёрства как уникального явления поможет анализ трудов ряда ведущих представителей отечественной науки, обобщивших и развивших труды классиков теории конкуренции (К. Маркса, Й. Кирнцера, М. Бертера и целого ряда других), раскрывших методологию конкуренции, её принципы, методы, инструменты и определивших предпосылки и ключевые признаки конкурентного партнёрства. Наиболее значительный вклад в изучение данного аспекта конкурентной проблематики внесли работы Ю.В. Тарануки, С.Г. Светунькова, А.А. Литвинова, Я.Ю. Салиховой, Е.В. Песоцкой, в которых представлены методологические подходы к исследованию конкуренции и условий для формирования конкурентного партнёрства. В работе С.Г. Светунькова и Я.Ю. Саликовой [11] выделены три методологических подхода к идентификации конкуренции как процесса и явления.
    Первый из подходов характеризует конкуренцию только как состязательность на рынке. Этот подход отличает ряд исследований, которые проводились отечественными специалистами в период известных реформ и концентрировались в основном на трудах зарубежных авторов, представленных в этот период недостаточно полно.

    Список использованной литературы

    1. Афоничкин А.И., Гусев М.Г., Бубликова Н.Я., Андреев А.Н. Стратегические формирования технологических цепочек в интегрированных экономических системах. Тольятти: Изд-во Волжского университета им. В.Н.Татищева, 2008.
    2. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2002.
    3. Глухих А.В. Корпоративное управление в организации. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2005.
    4. Горбунов А.А. Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельности в промышленности: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2011. С. 165.
    5. Горбунов А.А. Предпринимательская среда в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория и практика: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2012. С. 282.
    6. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Челябинск: Социум, 2010.
    7. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. М.: Юрайт, 2012.
    8. Портер М. Конкурентные силы и формирование стратегий. СПб.: Питер, 2001.
    9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2014.
    10. Ротенберг Б.Б. Опережающая конкурентоспособность промышленных предприятий: дис. … канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
    11. Салихова Я.Ю., Светуньков С.Г. Формирование маркетинговых стратегий в условиях конкуренции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2