ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы интеграции иноэтничных мигрантов и россиян

Problems of Integration of Migrants Belonging to Different Ethnic Groups and Russians



И.Б. Бритвина
Н.Л. Захаров
I.B. Britvina
N.L. Zakharov
irina.britvina@urfu.ru
znl29@mail.ru
профессор кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор социологических наук
профессор кафедры управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
professor, the Department of Integrated Marketing Communications and Branding, Ural Federal University named after the first president of Russia B.N. Yeltsin, Doctor of Sociology
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
Екатеринбург
Санкт-Петербург
Yekaterinburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • иноэтничные мигранты
  • культурные барьеры
  • культурная интеграция
  • Центральная Азия
  • опрос
  • Екатеринбург
  • Keywords:

  • migrants belonging to a different ethnic group
  • cultural barriers
  • cultural integration
  • Central Asia
  • survey
  • Yekaterinburg
  • В статье на материалах ряда социологических опросов жителей Екатеринбурга и мигрантов из стран Центральной Азии анализируются проблемы интеграции. Авторы выявляют особенности позиции членов принимающего сообщества и иноэтничных мигрантов, которые не способствуют эффективной интеграции, а также противоречия в рамках этого процесса.

    We analyze the problems of integration based on the range of surveys of Yekaterinburg residents and migrants from Central Asia. We reveal the characteristics of the attitude of the host community and migrants belonging to a different ethnic group preventing effective integration; contradictions within the process in question are also specified.

    Обзор статьи

    Задача интеграции россиян и мигрантов из других стран, адаптации приезжих поставлена в общенациональных проектах Российской Федерации и является проблемой сохранения безопасности на территории нашей страны. В силу того, что значительная часть внешних мигрантов относится к этническим группам, не представленным на территории России, их культурная интеграция является существенной проблемой, разрешение которой имеет противоречивый характер. Так, например, российские авторы считают, что довольно острой является проблема сохранения культурных особенностей как мигрантов, так и россиян в процессе интеграции [2. С. 21]. С другой стороны, отмечается проблема наличия культурной дистанции между мигрантами и российским населением (различия в ценностях, вере, нормах поведения, в стиле общения), проблему незнания русского языка мигрантами из стран Центральной Азии [2; 5]. В ряду этносов, к которым россияне проявляют нетолерантное отношение [4; 6], находятся и представители титульных этносов стран Центральной Азии. Наши исследования также показывают, что екатеринбуржцы чувствуют более короткую социальную дистанцию только с казахами, а с другими этническими группами этих стран социальная дистанция является более длинной [1]. Такое положение дел обусловлено многими причинами. Так, например, российские эксперты говорят об очевидном снижении интереса к изучению русского языка в странах Центральной Азии, а также уменьшении в них российского культурного и образовательного присутствия в сравнении, в первую очередь, с американским [5. С. 53–54]. Повышается привлекательность Китая как альтернативного места трудовой миграции, что, в свою очередь, ведет к смещению культурного интереса к этой стране среди молодежи стран Центральной Азии.
    Культурная интеграция является основой социального сближения групп, принадлежащих к разным этносам, и проживающим на одной территории. Культурную интеграцию мы выделяем наряду с общегражданской (общероссийской), социальной, экономической интеграцией, имея в виду понимание и принятие поведенческих норм и ценностей этнической культуры других групп, вынужденно или добровольно вступающих во взаимодействие в процессе адаптации друг к другу. Общегражданская и культурная идентичность внешних иноэтничных мигрантов и принимающего сообщества – это два полюса их взаимной интеграции и адаптации к меняющимся условиям.
    Выводы статьи основываются на данных исследований, проведенных под руководством И.Б. Бритвиной: анкетный опрос жителей Екатеринбурга (№ 400) в 2016 году, опрос методом стандартизированного интервью мигрантов из стран Центральной Азии (№ 231) в 2017 году, данные качественных интервью с жителями Екатеринбурга (№ 33), с иноэтничными мигрантами (№ 19), с экспертами (№ 8).

    Список использованной литературы

    1. Бритвина И.Б., Шумилова П.А. Культурная идентичность как результат идентификации иноэтничных мигрантов в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2017. Т. 17. № 3. С. 317–326.
    2. Дмитриев А.В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1(9). С. 16–29.
    3. Дробижева Л.М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. Т. 26. № 1. С. 7–31.
    4. Мукомель В.И. Ксенофобы и их антиподы: кто они? // Мир России. 2017. Т. 26. № 1. С. 32–57.
    5. Синицина И. Экономическое взаимодействие России и стран Центральной Азии: тенденции и перспективы (Доклад № 5 Ин-та гос. управления и политики, 2012). Бишкек: Ун-т Центральной Азии, 2012. 93 с.
    6. Bessudnov A. Ethnic Hierarchy and Public Attitudes towards Immigrants in Russia // European Sociological Review. 2016. Vol. 32. № 5. P. 567–580.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2