ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационно-экономические основы формирования стратегии устойчивого развития корпоративных объединений

Organizational and Economic Basis for Creating Corporate Industrial Clusters Sustainable Development Strategy



Т.Б. Оздоев
T.B. Ozdoev
dekanat205@mail.ru
генеральный директор ООО «Газификацияспецпроект»
Director General OOO Gazifikatsiyaproekt
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегии устойчивого развития и экономической безопасности
  • «пространства» цифровой экономики
  • производственной и предпринимательской деятельности
  • стратегическая гибкость
  • Keywords:

  • sustainable development and economic security strategy
  • digital economy "spaces"
  • industrial and entrepreneur activity
  • strategic flexibilit
  • Обоснован авторский подход к формированию организационно-экономических основ стратегии устойчивого развития корпоративных объединений промышленных предприятий, функционирующих в многоуровневой рыночной экономике. Приводятся определения «пространств» цифровой экономики, производственной и предпринимательской деятельности предприятий. Предлагается методика определения общности «пространств», используемых для экономии всех видов ресурсов предприятий и повышения эффективности стратегии их устойчивого развития.

    The article provides the rationale for the author's own approach to establishing organizational and economic basis for sustainable development strategy with regard to corporate industrial clusters exercising performance in multilevel market economy environment. The paper presents definition of "spaces" in connection with digital economy along with companies' industrial and entrepreneur activities. It also proposes methods of defining commonality of "spaces", being used in order to ensure companies' resources saving and increasing the efficiency of their sustainable development strategy.

    Обзор статьи

    В настоящее время динамично развивающиеся субъекты производственно-хозяйственной деятельности функционируют на различных уровнях и в пределах различных «пространств» рыночной экономики. Система макро-, мезо- и микроэкономики, в частности, ее промышленный сектор, включает в себя следующие виды «пространств»:
    - пространство цифровой экономики [1];
    - пространство производственной деятельности на промышленных предприятиях и различных организационных формах их объединений;
    - пространство предпринимательской деятельности по производству и реализации промышленной продукции в условиях рынка.
    Процессы, происходящие во всех трех пространствах, имеют общую цель: ускорение, совершенствование и повышение эффективности развития производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности промышленной сферы экономики.
    Вместе с тем очевидно, что в настоящее время динамика процессов, происходящих в трех пространствах, векторы их развития недостаточно скоординированы между собой. Самостоятельное развитие процессов, происходящих в каждом из отдельных пространств, порождает «встречные движения», затрудняет создание ценностей, конкурентных преимуществ и в целом, снижает эффективность промышленного производства.
    Представляется, что создание системы взаимосвязанных пространств, в которых действуют промышленные предприятия, то есть, в сущности, создание не только внутренней, но и внешней среды предприятий возможно лишь в том случае, если будут сформулированы организационно-экономические основы и сама стратегия развития промышленных предприятий и их корпоративных объединений в современных рыночных условиях.
    Исходным этапом разработки организационно-экономических основ стратегии, формирования внутренней и внешней среды предприятий является выделение «общностей», присущих всем трем пространствам. Несмотря на то, что каждое из пространств имеет качественно отличные характеристики и в них происходят совершенно разные процессы, они, как уже указывалось, имеют общую цель: ускорение, совершенствование и повышение эффективности развития. Данная цель соответствует цели стратегии развития всех субъектов производственно-хозяйственной деятельности, поэтому определение общности пространств и очерчивание пространственных границ внутренней и внешней среды промышленных предприятий может быть осуществлено в процессе разработки стратегии развития предприятий.
    По мнению И. Ансоффа, стратегия имеет ряд отличительных особенностей, среди которых особенно важной представляется следующая: «Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией» [2]. Таким образом, система совмещенных пространств, в которых функционируют промышленные предприятия, формируется путем использования лишь «участков и возможностей» процессов цифровой экономики, производственной и предпринимательской деятельности, которые совместимы со стратегией конкретного предприятия или объединения предприятий. Остальные участки и возможности процессов отбрасываются. Это позволяет сузить и конкретизировать пространственные границы, уменьшить противодействие встречных процессов внутри пространственной системы и экономить усилия предприятий по управляемому формированию их внутренней и внешней рыночной среды.

    Список использованной литературы

    1. Бабкина А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. C. 9–25.
    2. Мазалов Н.Е., Сигов В.И., Михайлов Я.Р. Теоретические подходы к оценке стратегии организационно-экономической безопасности промышленных предприятий // Экономическая безопасность: концепция, стандарты: сб. научных трудов Всероссийской научно-практической конференции; под общ. ред. Л.Н. Родионовой. Севастополь, 2017. С. 81–84.
    3. Мазалов Н.Е. Экономика производства и применения средств гибкой автоматизации. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. С. 125–126.
    4. Сигов В.И., Алпысбаев К.С. Политика экономической безопасности в корпоративном управлении // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 6. С. 111.
    5. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. М.–СПб: Питер, 2008. С. 15.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2