ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовые проблемы эксплуатации Северного морского пути

Legal Problems of Polar Rout Exploitation



К.К. Лебедев
В.И. Русаков
K.K. Lebedev
V.I. Rusakov
Lebedev_konst@inbox.ru
rusakovvitaliy@yandex.ru
доцент кафедры коммерческого права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры частного права ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», кандидат юридических наук
Senior Lecturer, Commercial Law Department, Saint-Petersburg State University, PhD in Law, Associate Professor
Senior Lecturer, Private Law Department, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, PhD in Law
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Национальная целевая программа «Арктика»
  • освоение и использование ресурсов и пространств Арктики
  • инвестиции в сферу морского и речного транспорта
  • инфраструктура порта
  • синхронизация транспорта России
  • нормы международного права
  • российское законодательство
  • безопасность судоходства
  • Keywords:

  • national purpose-oriented program Arctic exploration and use of Arctic resources and space
  • investments into maritime and river transport sector
  • infrastructure of the port
  • transport synchronization
  • norms of international law
  • Russian legislation
  • safety of navigation
  • В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты осуществления программы «Освоение и использование Арктики», являющейся частью утвержденной Правительством Программы «Мировой океан». Интенсификация использования Северного морского пути (СМП) для транспортировки грузов в северные и восточные районы страны будет способствовать решению многих народнохозяйственных задач. При определении торговых маршрутов необходимо исходить из исторически установившихся морских границ России с учетом особенностей побережья и островов (архипелагов) морей Северного Ледовитого океана. Россия принимает активное участие в работе Международной морской организации (ИМО) и предусматривает все необходимые законодательные меры по предотвращению возможного ущерба, который может быть причинен окружающей среде использованием на Севере судов ледокольного типа с атомным двигателем.

    The article focuses on organizational and legal aspects of implementation of the program "The Exploration and Use of Arctic Resources" which is a part of the federal program "The World Ocean". It stipulates that through intensifying the use of the Northern Sea Rout in order to ensure transportation of goods to the northern and eastern regions of the country one may contribute to addressing a number of economic challenges. When defining key trade routes one must proceed from historical maritime boundaries of Russia taking into account specifics of its coastline and specific features of islands in the Arctic Ocean. Russia actively participate in the activities under the aegis of the International Maritime Organization (IMO) and take all necessary steps to prevent possible environmental damages through the use of nuclear powered ice-breaking ships.

    Обзор статьи

    В постановлении Правительства РФ от 10.08.1998 г. № 919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан» (далее – Программа «Мировой океан», Программа) Северный морской путь (далее – СМП) обозначен как путь исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике. Так определяется историческое значение СМП. И действительно – транспортировка грузов от Санкт-Петербурга северным путем до Владивостока составляет более 14 тыс. км, а через Суэцкий канал – более 23 тыс. км. Расстояние между портами: Мурманск – Владивосток по Северному морскому пути составляет около 10,5 тыс. км; Архангельск – Владивосток – около 10,4 тыс. км; Архангельск – Певек (порт Певек расположен на северном побережье Чукотки) – около 4,6 тыс. км, среднее время в пути до порта Певек в зависимости от ледовой обстановки и времени года составляет около 10–16 суток . Разница, как видим, очень существенна и сказывается как на времени, так и на затратах. Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). С преодолением Берингова пролива открывается морской путь до Владивостока и до портов государств Тихоокеанского бассейна: Японии, Северной и Южной Кореи, Китая, Индии, портов Тихоокеанского побережья Канады, США и Мексики. Таким образом, в сравнении с передвижением грузов через Суэцкий канал и через СМП можно сделать следующие выводы в пользу последнего: уменьшение времени в пути снижает расходы на оплату труда персонала, соответственно, уменьшает стоимость фрахта судна; вполне очевидна экономия топлива; отсутствует платеж за проход судна (плата исключительно за ледокольный и лоцманский проходы); отсутствие очереди прохода судов, что остается проблемой для Суэцкого канала; полностью исключается риск захвата судна пиратами и нет ограничения на размер судов.
    Государственным заказчиком – координатором Программы «Мировой океан» является Министерство экономического развития РФ. В числе профильных государственных органов федеральной исполнительной власти – разработчиков, отвечающих за реализацию намеченных планов, названо Федеральное агентство морского и речного транспорта, на которое возложена важная составная миссия по достижению определенных параметров целевых показателей к завершению Программы и далее на перспективный период . Целью Программы «Мировой океан» является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития нашей страны.

    Список использованной литературы

    1. Инвестиции в морскую инфраструктуру // Морские вести России. 2018. 29 октября.
    2. Кадочников А.Н., Симонов А.С. Опыт Норвегии в нахождении баланса публичных и частных интересов в Арктике // Петербургский юрист. 2017. № 1 (14). С. 65–69.
    3. Малинин С.А. Международные конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб // Малинин С.А. Избранное: Статьи и отрывки из книг: Право международной безопасности и межгосударственных организаций; договорное, морское, атомное право. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 406–419.
    4. Малинин С.А. Право мирного прохода иностранных судов через территориальные море по Конвенции 1982 г. // Малинин С.А. Избранное: Статьи и отрывки из книг: Право международной безопасности и межгосударственных организаций; договорное, морское, атомное право. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 181–188.
    5. Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. Полярное право: монография / под ред. А.С. Скаридова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2017.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2