ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы взаимосвязи рынка труда и рынка высшего образования в современной России

Problems of interrelation of labor market and higher education market in modern Russia



А.Л. Мазин
А.А. Троицкая
A.L. Mazin
A.A. Troitskaya
аlmazin1@yandex.ru
anna_troi@mail.ru
профессор кафедры экономической теории Нижегородского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
преподаватель кафедры управления наукой и инновациями Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
professor, the Department of Economic Theory, Nizhny Novgorod Management Institute, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economics, professor
teacher, the Department of Management of Science and Innovations, Higher School of Economics
г. Нижний Новгород
г. Москва
Nizhny Novgorod
Moscow

Ключевые слова:

  • рынок труда
  • рынок высшего образования
  • образовательная услуга
  • инвестиции в человеческий капитал образования
  • качество высшего образования
  • Keywords:

  • labor market
  • higher education market
  • educational service
  • investment in human capital of education
  • quality of higher education
  • Проблема взаимосвязи рынков труда и высшего образования является актуальной. Во многих странах мира расходы на образование, в том числе государственные, растут; в России они совершенно недостаточны. Среди проблем в сфере высшего образования в России авторы обращают особое внимание на рассогласованность рынков труда и образовательных услуг и на снижение качества высшего образования. В статье анализируются результаты исследования, которое проводилось авторами в 2002–2003 гг., в 2010 г., в 2011 г. и в 2018 г. Путем анкетирования опрашивались студенты-заочники, живущие и работающие в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Исследование подтвердило обоснованность высказанных в статье опасений в отношении качества образования и взаимосвязи рынка труда и рынка высшего образования. Государству следует добиваться усиления их взаимосвязи и стимулировать развитие человеческого капитала образования.

    Problem of interrelation of labor market and higher education market remains topical. Many countries see an increase in educational expenses including state expenditure, meanwhile in Russia it is not sufficient. Among the problems of higher education in Russia, researchers pay attention to the lack of coordination between the labor market and educational services market and lower quality of higher education. We analyze the results of the research carried out in 2002-2003, 2010, 2011 and 2018. Students by correspondence living and working in Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod region were surveyed. The research proved our fears concerning the quality of education and the interrelation of labor market and higher education market. The government should strengthen the links between these markets and encourage the development of the human capital of education.

    Обзор статьи

    В последние годы в российском обществе активно обсуждаются проблемы высшего образования. Не все выпускники вузов востребованы на рынке труда; вызывает опасение соотношение между платным и бесплатным образованием; снижается доступность высшего образования; остается актуальной проблема низкого качества высшего образования, особенно заочного; немало людей покупают поддельные дипломы о высшем образовании. Особенно тревожит слабая взаимосвязь и рассогласованность рынков труда и образования. Эти проблемы (особенно последняя), будучи очень актуальными, нуждаются в осмыслении и анализе.
    1. Инвестиции в человеческий капитал образования: мировой опыт
    Человеческий капитал – это воплощенная в человеке способность приносить доход. К основным компонентам человеческого капитала относятся знания и квалификация, здоровье, опыт, потенциал трудовой мобильности, репутация, запас мотиваций и т.п. Любая целенаправленная деятельность, которая увеличивает способность человека повышать свой доход, может рассматриваться в качестве инвестиций в человеческий капитал. Основным направлением подобных инвестиций являются инвестиции в образование. Можно говорить о человеческом капитале образования, с инвестициями в который связано функционирование рынка образовательных услуг.
    Образовательная услуга – это продукция учебных заведений , предлагаемая ими на данном рынке покупателям (клиентам). Подобную услугу можно было бы рассматривать как обычный нематериальный продукт, продаваемый на рынке, если бы не одно важное обстоятельство. Предоставление и потребление этой услуги изначально предполагает совместные усилия двух субъектов: учителя и ученика, преподавателя и студента и т.п. Коллективный характер обучения этого не отменяет: активные действия, связанные с усвоением учебного материала, необходимо осуществлять и коллективу обучаемых, и каждому члену этого коллектива. Рынок образовательных услуг, обеспечивая наращивание человеческого капитала, оказывает огромное влияние на рынок труда.
    Любое инвестиционное решение требует сравнения издержек с ожидаемыми выгодами на основе имеющейся информации и с учетом риска. При этом оценивать риски, связанные с решениями в сфере образования, очень сложно. Например, трудно рассчитать риски, возникающие в связи с неопределенностью будущих доходов. Востребованность будущей профессии на рынке труда за годы обучения нередко меняется. Человек может обнаружить, что выбранная профессия ему совершенно не подходит: нет способностей, не интересно, мечтал о другом и т.п. Что касается расходов, то здесь также можно столкнуться с сюрпризами: вуз, в который он пошел учиться, может повысить плату за обучение, не исключена потеря этим вузом лицензии на образовательную деятельность (в последние годы таких случаев немало).
    Одной из важных задач любого государства является поддержка и развитие системы образования. Как правило, страна обеспечивает своим гражданам возможность получения бесплатного среднего образования. Что касается высшего образования, то в Великобритании, Франции и Швеции студенты могут учиться в государственных вузах бесплатно; в США можно получить долгосрочный образовательный кредит под низкую процентную ставку или воспользоваться помощью различных спонсоров.

    Список использованной литературы

    1. Авраамова Е.М. Тенденции и перспективы наращивания образовательного потенциала // Народонаселение. 2009. № 3. С. 33.
    2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Москва, апрель, 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 15.05.2018).
    3. Мамаева Л.Н., Белякова В.А. Стимулирование инвестиций в человеческий капитал – одна из важнейших задач обеспечения национальной безопасности // Информационная безопасность регионов. 2016. № 4(25). С. 26–30.
    4. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. 2009. № 4.
    5. Судова Т.Л. Государственные инвестиции в человеческий капитал / Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 39–49.
    6. Человеческий капитал и обеспечение устойчивого социально-экономического развития России: монография / под ред. проф. А.В. Демидова и др. СПб.: СПбГУПТД, 2015.
    7. Ярыгина Т. Старые социальные проблемы – новые социальные стратегии // Человек и труд. 2006. № 7.
    8. EFA Global Monitoring Report 2013-14. UNESCO Publishing 2014. Р. 111; EFA Global Monitoring Report, UNESCO Publishing, 2011. P. 103.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2