ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES



А.Х. Хакимов
A.Kh. Khakimov
gorbunov39@bk.ru
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
doctorate student, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предпринимательство
  • экономический потенциал
  • конкуренция
  • инновационный процесс
  • устойчивость конкурентных преимуществ
  • имидж
  • потребители
  • рынок
  • информационная дифференциация
  • Keywords:

  • entrepreneurship
  • economic potential
  • competition
  • innovation process
  • sustainability of competitive advantages
  • image
  • consumers
  • market
  • informational differentiation
  • В статье раскрываются конкурентная природа предпринимательства, процесса формирования конкурентных преимуществ. Охарактеризованы механизмы формирования конкурентных преимуществ высокого и низкого порядка, а также структура конкурентной среды. Особое внимание уделено инновационным факторам как детерминантам конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. Анализируются возможности горизонтальной, вертикальной и информационной дифференциации продукта как основы для развития конкурентных преимуществ и укрепления конкурентных позиций предпринимательских организаций.

    We reveal the competitive nature of entrepreneurship, the process of forming competitive advantages. The mechanisms of forming competitive advantages of high and low order as well as the structure of competitive environment are described. Special attention is paid to innovation factors determining competitive advantages of entrepreneurial structure. We analyze the opportunities of horizontal, vertical and informational product differentiation as a basis for developing competitive advantages and consolidating current competitive position of organizations.

    Обзор статьи

    Одной из актуальных задач, решаемых системой управления хозяйственным комплексом Российской Федерации, является развитие предпринимательства, внедрение его принципов, методов и приемов в сложившуюся управленческую практику. Именно предпринимательство с его инновационностью, активностью, готовностью к экономической самостоятельности и неизбежным рискам рассматривается как реальная основа для повышения эффективности хозяйственной деятельности [1; 3; 7], наиболее полного использования экономического потенциала страны и ее регионов, создания необходимых предпосылок для решения накопившихся социальных проблем.
    Предпринимательство, как известно, представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, обладающую рядом специфических черт. Основной из них является инновационный характер предпринимательства, его восприимчивость к нововведениям и целеориентация на нововведения, дополненная стремлением и способностью к их внедрению в различные отрасли и сферы, на предприятиях и в организациях различного профиля.
    Инновационный характер предпринимательства обеспечивается за счет формирования в предпринимательских структурах непрерывного и последовательного инновационного процесса. Мотивационная основа этого процесса неоднородна, в ней наличествуют как внутренние, так и внешние составляющие. При этом среди внешних составляющих ключевую роль играет конкуренция, объективно присущая условиям, в которых реализуется любая предпринимательская активность.
    Конкуренция – существенный признак предпринимательства. Она составляет основу рыночных взаимосвязей и взаимодействий. Она несет в себе тот механизм, который «принуждает» субъектов предпринимательства к инновационно-ориентированному поведению, реализации инновационного процесса в последовательности его элементов.
    Конкуренция формирует конкурентную среду, адаптироваться к которой в периоды различной продолжительности могут лишь структуры (организации), опирающиеся на принципы предпринимательства. Конкурентная среда с этой точки зрения является, по сути, предпринимательской средой, что обусловлено имманентной связью между конкуренцией и предпринимательством как экономическим явлением.
    Современная научная литература содержит целый ряд исследований, посвященных феномену конкуренции, ее источникам и гносеологическим основам, методологии формирования конкурентной системы, порождаемого ею конкурентного процесса, а также принципам и методам разработки и реализации конкурентных стратегий, которые могут быть успешно использованы в управлении организациями предпринимательского типа. В одной из наиболее крупных работ, посвященных данной тематике [8], конкуренция исследуется с позиций системного подхода, идентифицируется конкурентная система, в рамках которой выделяются макро- и микроподсистемы. В каждой из подсистем содержится определенная совокупность факторов – источников конкуренции, детерминирующих особенности конкурентного процесса. Факторы макроуровня дифференцируются с выделением факторов высокого и низкого порядка [8. С. 285]. В качестве критерия этой дифференциации рассматривается такой параметр, как устойчивость конкурентных преимуществ, достигаемая в результате действия конкретного фактора, группы факторов или всей их совокупности. Устойчивость конкурентных преимуществ обеспечивается их способностью сохраняться в течении длительного времени. Она, безусловно, относится к стратегическим параметрам, т.к. отражает возможности организации к «противостоянию» действиям конкурентов в длительной перспективе, к сохранению и укреплению конкурентных позиций. Достижение устойчивости конкурентных преимуществ составляет основу для формирования конкурентных стратегий, конкурентного стиля предпринимательского поведения.

    Список использованной литературы

    1. Горбунов А.А., Асаул А.Н., Заварин Д.А. Особенности инвестиционного планирования инновационных инвестиционно-строительных проектов // Экономика строительства. 2015. № 3.
    2. Горбунов А.А., Буянов О.В. Государственная поддержка предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы Современной Экономики». 2015. № 4(53). С. 224–227.
    3. Горбунов А.А., Буянов О.В. Государственная поддержка предпринимательства в сфере строительства малоэтажного жилья // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 37–40.
    4. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // Актуальные вопросы современной науки: материалы международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование, 2015. С. 212–216.
    5. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. Управление жилищным строительством и реконструкцией в жилой застройке. СПб.: ВВМ, 2006.
    6. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011.
    7. Сотавов А.К. Оценка научно-технического уровня инновационных проектов: организационно-управленческий аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 126–130.
    8. Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М.: Дело и сервис, 2012. 672 с.
    9. Шумпетер Й.А. История экономического анализа // Истоки. Вып. 4 / Редколл.: Я.И. Кузьминов (гл. ред.), В.С. Автономов, О.И. Ананьин и др.; вступ. статья В.С. Автономова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2