ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Применение сбалансированной системы показателей как элемента контроллинга на инновационном предприятии

APPLICATION OF BALANCED SCORECARD AS ELEMENT OF CONTROLLING AT INNOVATION ENTERPRISE



Г.А. Карпова
А.В. Кучумов
М.В. Волошинова
G.A. Karpova
A.V. Kuchumov
M.V. Voloshinova
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • сбалансированная система показателей
  • инновационное предприятие
  • инновационное предпринимательство
  • система внутреннего маркетинга
  • контроллинг
  • жизненный цикл предприятия
  • сбалансированная система показателей
  • Keywords:

  • balanced scorecard
  • innovation enterprise
  • innovation entrepreneurship
  • system of internal marketing
  • controlling
  • lifecycle of enterprise
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что в основе социально-экономического роста экономики страны лежат изменения, построенные на инновационных процессах, новаторских идеях, технических и технологических разработках. Инновационный путь в экономике должен способствовать интенсивному ее развитию, увеличению количества производственных предприятий, повышению качества и количества предприятий сферы услуг.
    В статье рассмотрены механизмы управления инновационным предпринимательством, механизм организации инновационной деятельности, контроллинг, а также разработана стратегическая карта инновационного предприятия.
    В ходе исследования был изучен способ оценки инновационной предпринимательской деятельности с помощью сбалансированной системы показателей (ССП) или Balanced Scorecard (BSC) и сделаны соответствующие выводы о перспективности направления развития инновационного предприятия.

    The changes resulting from innovation processes, innovative ideas, technical and technological developments that make the basis for social and economic growth of national economy, determine the relevance of the research. An innovative way in the economy is to contribute to its intensive development, increasing the number of production companies and service sphere enterprises, improving the quality.
    We consider the mechanisms of managing innovation entrepreneurship, the mechanism of organizing innovation activity, controlling. A strategic map of innovation enterprise has also been developed.
    In the research, we have looked at the way of assessing the innovation entrepreneurial activity with the help of balanced scorecard and made certain conclusions concerning the prospects of a direction of innovation enterprise development.

    Обзор статьи

    Основой социально-экономического роста экономики страны должны стать перемены, которые будут строиться на инновационных процессах: активизации инновационной деятельности предприятии, новаторских идеях, технических и технологических разработках. Инновационный путь в экономике должен способствовать интенсивному ее развитию, увеличению количества производственных предприятий, повышению качества и количества предприятий сферы услуг.
    Деятельность инновационных предприятий изучается достаточно давно в работах таких отечественных авторов, как В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Т.Г. Попадюк, В.Г. Медынский, Л.Г. Скамай, В.Ю. Фадеев, Н.Л. Удальцова, О.А. Голикова и многие другие. Повышенное внимание к этой теме обосновано осознанием необходимости совершенствования экономических процессов и явлений через призму инновационной деятельности.
    Инновационное предпринимательство является особой формой коммерческой деятельности, которая, преследуя основную цель – получение прибыли, создает инновации и обеспечивает их распространение в национальной экономике и обществе [3. С. 67].
    Российский бизнес постепенно начинает перестраивать свое мышление на стремление к внедрению инноваций, что приносит свои плоды. Согласно рейтингу самых инновационных компаний мира по версии Forbes, в 2017 году в ТОП-100 вошли два российских предприятия: ПАО «Магнит» и ПАО «Норникель», на 53 и 63 местах соответственно. Расчет рейтинга основывается на ожиданиях инвесторов и «инновационной премии» – разнице между капитализацией и дисконтированным денежным потоком от существующего бизнеса [4].
    Для хозяйствующих субъектов необходимо задействовать всю совокупность существующих ресурсов для повышения эффективности функционирования его предпринимательской деятельности, основанной на инновационных процессах. Для управления инновационным процессом существует ряд экономических, политических, научно-технических инструментов.
    При таком подходе система механизмов управления инновациями предпринимательством может быть представлена следующими функциональными группами (рис. 1).
    Согласно рис. 1, совокупность механизмов управления инновационным процессом включает в себя следующие механизмы: организации инновационной деятельности, стимулирующие и технологические.
    Механизм организации инновационной деятельности направлен на генерирование новых идей, технических и технологических решений и т.д. Для этого необходимо применение современных способов генерации идей, которые находятся в прямой зависимости от способа и размера финансирования проекта и временных затрат на него, обеспеченности процесса интеллектуальными, трудовыми и материальными ресурсами. Контроль за реализацией этого механизма должен основывается на сопоставлении плановых и фактических результатов инновационной деятельности, а также же основных финансовых показателей.
    Основной целью управления организацией является максимизация прибыли при минимизации затрат, тем не менее в сфере информационных технологий целями деятельности являются обработка и распространение информации. Именно в этой сфере предприятия чаще всего стремятся к созданию инноваций.
    Основными задачами управления инновационным предприятием являются:
    1. Анализ состояния внутренней и внешней среды инновационного предприятия.
    2. Детальная оценка информационной, технологической и инновационной составляющей.
    3. Формирование оптимальной концепции и выявление способов наиболее эффективного использования объекта, исходя из инновационной и экономической целесообразности.
    4. Оптимизация использования технико-технологических ресурсов и производственных мощностей.
    5. Использование инновационных технологий в проектировании и создании объектов.
    6. Контроль качества. Разработка механизма контроля затрат при построении инновационного бизнеса.
    7. Правовое обеспечение и поддержка.
    8. Комплексное управление продажами и продвижением объекта на рынке.
    9. Разработка организационного механизма управления предприятием, позволяющего адаптироваться к видоизменениям структуры под действием инновационных факторов.
    К функциям инновационных предприятий относятся следующие:
    ● интегрирующая;
    ● координация деятельности предприятия по достижению целей с организациями-контрагентами в сфере инновационных технологий;
    ● информационно-сервисная (своевременное и точное предоставление необходимой информации руководству для принятия управленческих решений и их корректировки);
    ● регулирующая;
    ● реализация и подготовка инноваций;
    ● внедрение эффективных форм эксплуатации завершенных инноваций;
    ● обеспечение положительного имиджа компании.

    Список использованной литературы

    1. Бойкова Ю.М., Боровкова В.А. Разработка и внедрение системы контроллинга на торговых предприятиях // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 2. С. 47–55.
    2. Бойкова Ю.М., Боровкова В.А., Тестина Я.С. Контроллинг в торговле. СПб.: Изд-во Астерион, 2012. С. 126.
    3. Довбий И.П., Ловтаков А.В. Инновационное предпринимательство в качестве феномена реализации национальных инновационных интересов // Креативная экономика. 2013. № 10 (82). С. 66–71.
    4. Кречетова А. «Магнит» и «Норникель» вошли в список самых инновационных компаний мира по версии Forbes // Forbes: [сайт]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/348915-magnit-i-nornikel-voshli-v-reyting-forbes-100-samyh-innovacionnyh-kompaniy-mira (дата обращения: 25.03.2018).
    5. Нивен Пол Р. Сбалансированная Система Показателей – шаг за шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. Днепропетровск: Баланс Бизнес-Букс, 2004. 328 с.
    6. Смольянова Е.Л. Гармонизация промышленной и торговой политики предприятий на основе развития инновационной деятельности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 2009. 44 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2