Влияние проектов, реализуемых странами БРИКС, на устойчивое развитие районов Крайнего Севера

IMPACT OF BRICS PROJECTS ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FAR NORTH AREAS



С.С. Гутман
А.А. Басова
S.S. Gutman
A.A. Basova
SGutman@spbstu.ru
lavnka.ru@inbox.ru
доцент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук
магистр Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
senior lecturer, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, PhD in Economics
candidate for Master’s degree, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • устойчивое развитие
  • Крайний Север
  • страны БРИКС
  • проекты БРИКС
  • система сбалансированных показателей
  • стратегические карты
  • индикаторы устойчивого развития
  • Keywords:

  • sustainable development
  • Far North
  • BRICS countries
  • BRICS projects
  • Balanced Scorecard
  • strategy maps
  • indicators of sustainable development
  • В статье рассматривается влияние проектов, реализуемых странами БРИКС, на индикаторы устойчивого развития районов Крайнего Севера. Методологической базой исследования является концепция ССП (сбалансированная система показателей), адаптированная и учитывающая особенности развития районов Крайнего Севера. По каждой составляющей ССП была установлена взаимосвязь результатов проектов, реализуемых странами БРИКС, и индикаторов устойчивого развития районов КС. Авторами выделены наиболее значимые проекты БРИКС и направления их влияния на развитие районов КС. В ходе проведённого исследования были рассмотрены следующие проекты стран БРИКС: «Новый Банк развития», «Сетевой университет», «Платформа «зелёных» технологий». Проведенный анализ показал, что большая часть реализуемых проектов в рамках БРИКС, затрагивает одно или несколько направлений развития каждой из четырех составляющих стратегии, что оказывает положительное влияние на развитие районов Крайнего Севера.

    We consider the impact of the projects implemented by the BRICS countries on indicators of sustainable development in the Far North. The concept of the balanced scorecard adapted to take into account the specific features of the development of the Far North serves the methodological basis for the study. We establish a correlation between the results of the projects implemented by BRICS countries and indicators of sustainable development of the Far North for each component of the balanced scorecard. The most significant BRICS projects and the directions of their influence on the development of the Far North are distinguished. In the course of the study, the following BRICS projects have been considered: New Development Bank, Network University, Platform for Green Technologies. The analysis proved that most of the projects implemented by BRICS, affect one or several areas of development of each of the four components of the strategy, which has a positive impact on the development of the Far North.

    Обзор статьи

    Освоение и развитие районов Крайнего Севера (КС) открывает новые перспективы развития для Российской Федерации. Крайний Север – один из богатейших регионов страны. Уникальный капитал этих территорий – это культура и традиции коренных малочисленных народов Севера, Северный морской путь, разнообразный природно-ресурсный потенциал. Экономика северных регионов имеет преимущественно ресурсно-сырьевую ориентацию. Это связано с недостаточно высоким уровнем инновационно-промышленного развития. Низкая плотность населения в арктических регионах стала причиной нехватки кадрового потенциала. Природно-климатические условия предопределили уровень экстремальности этих территорий. Все проекты, реализуемые в районах Крайнего Севера, отличаются повышенной сложностью и чувствительностью с исключительно значимыми негативными последствиями в случае возникновения ошибок при их проектировании и реализации.
    Одним из возможных инструментов достижения стратегических целей развития КС являются проекты, реализуемые странами БРИКС. Крайний Север имеет высокий потенциал развития и уже сейчас вызывает интерес со стороны стран БРИКС. За последние десятилетия система сотрудничества в районах Крайнего Севера претерпела серьёзные изменения. Различные уровни сотрудничества: как двусторонние, так и многосторонние позволяют участниками стран БРИКС рассматривать районы Крайнего Севера в качестве региона возможного сотрудничества. В 2015 году состоялась международная конференция «Подходы стран БРИКС к урегулированию общих пространств: направления и потенциал сотрудничества», на которой в рамках председательства России в БРИКС обсуждались вопросы, связанные с совместным использованием мирового океана и районов Крайнего Севера. В это же время была подписана «Московская декларация», в которой особое место отводится созданию сетевой кооперации сразу по нескольким направлениям: полярные исследования и исследование океанов [3]. Важной особенностью БРИКС является совместное решение глобальных проблем, среди которых проблема устойчивого развития и необходимость разумного управления природными ресурсами Крайнего Севера, которые являются одними из ключевых в повестке дня основных мероприятий БРИКС.
    В современной литературе можно найти довольно много определений устойчивого развития [5; 8; 12; 14; 17; 21; 23]. Но несмотря на это можно обозначить то, что объединяет все эти понятия. Авторы выделяют следующие характерные черты устойчивого развития: сохранение равновесия системы, забота о будущих поколениях, качественные и количественные изменения в трех взаимосвязанных компонентах: экономической, социальной и экологической; рост уровня и качества жизни населения, рациональное использование природно-ресурсного потенциала, сохранение окружающей среды. Опираясь на перечисленные особенности, под «устойчивым развитием» территорий будем понимать: процесс последовательных сбалансированных изменений в различных сферах: экологической, социальной и экономической инфраструктурах, институциональной среде, развития личности, производственной сфере, системы безопасности жизнедеятельности, с целью поддержания и развития нынешнего и будущего потенциала исследуемой территории.
    Многие авторы пишут о влиянии проектов, реализуемых в рамках БРИКС, и возможности сотрудничества на Крайнем Севере в тех направлениях, которые представляют общий интерес для всех стран-участниц [13; 14; 15; 19]. Основные сферы интересов стран БРИКС в районах Крайнего Севера – это, прежде всего: освоение природного потенциала территорий, развитие транспортной системы, исследование экологии региона, а также проведение научных исследований. Некоторые из стран-участниц БРИКС уже вошли в состав участников нефтегазовых проектов российских компаний на КС. Во время проведения Арктического форума в Архангельской области между индийской компанией ONGC и ПАО «Газпром нефть» было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве на проведение геологоразведок на Долгинском месторождении на шельфе Баренцева моря [4].
    Результаты от совместных исследований в рамках БРИКС позволят более серьезным образом обосновать необходимость национального контроля над передвижениями судов по арктическим маршрутам с целью минимизации рисков нанесения ущерба окружающей среде и формирования позитивного восприятия мер, направленных на снижение подобных рисков [19; 29]. Кроме этого, БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения получения инвестиционного капитала, общего объёма производства и расширения потенциальных потребительских рынков [32]. Существует мнение, что экономики стран БРИКС являются движущей силой восстановления глобальной экономики [28]. Согласно стратегии развития БРИКС одним из важнейших источников роста страны БРИКС рассматривают производственный сектор. Благодаря проектам в этом секторе может меняться структура экономики, повышаться качество трудовых ресурсов и уровень жизни населения, а также создаваться рабочие места в районах Крайнего Севера [3]. Содействие диалогу и практическому сотрудничеству по вопросам оптимального использования производственно-сбытовых цепочек среди стран-участниц БРИКС повлияет на технический прогресс и промышленное развитие, которые в дальнейшем могут найти свое применении в развитии районов КС [26; 28]. Ключевую роль в подготовке квалифицированной рабочей силы играет проект «Сетевой университет». Благодаря данному проекту профессионально-техническое образование, которое является ключевой составляющей в подготовке квалифицированной рабочей силы, сможет обеспечить равное, инклюзивное и качественное образование для населения районов КС [20]. Ещё одними из значимых проектов, созданных БРИКС, являются «Новый банк развития» и формирование Пула валютных резервов, которые способны обеспечить финансовую устойчивость стран-участниц и повлиять на устойчивое развитие районов КС [24].

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 18.10.2017).
    2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Проект стратегии развития экономического сотрудничества стран БРИКС // БРИКС: перспективы сотрудничества и развития. Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 18.10.2017).
    4. «Роснефть» и ONGC Videsh Ltd подписали Меморандум в области геологоразведки и добычи углеводородов на российском шельфе // ОАО «НК «Роснефть»: [сайт]. URL: http://www.rosneft.ru (дата обращения: 18.10.2017).
    5. Вебер А. Возможно ли устойчивое развитие? // Свободная мысль. 1998. № 5. С. 42–55.
    6. Зарубин С.А. Семантические значения интегрального показателя устойчивости региональной экономики // Известия ИГЭА. 2012. № 1 (81). С. 87–90.
    7. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2003. С. 17–25.
    8. Миннекаева Д.Р. «Повестка дня на XXI век» – путь к устойчивому развитию: Теоретические основы перспективной программы Организации Объединённых Наций // Вестник ТИСБИ. 2003. № 4.
    9. Родионов Д.Г., Рудская И.А. Зарубежный опыт использования форсайт-проектов в стратегическом развитии регионов // Глобальный научный потенциал. 2016. №. 9. С. 93–100.
    10. Родионов Д.Г., Рудская И.А., Горовой А.А. К вопросу о методологии управления региональными инновационными системами // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 6. №. 4.
    11. Родионов Д.Г., Седов А.И. Инновационная инфраструктура как элемент обеспечения конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №. 1-2 (163).
    12. Сухорукова Т.В. Экономическая устойчивость предприятия // Экономика Украины. 2001. № 5.С. 48–52.
    13. Урсул А.Д., Лось В.А. Устойчивое развитие. М.: Агар, 2000. С. 254.
    14. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. С. 355.
    15. Хейфец Б. Дорожная карта инвестиционного сотрудничества стран «БРИКС» // Мировая экономика и международные отношения. М., 2013. № 6. С. 24.
    16. Циганов В.В., Тунова Е.Ю. Типы устойчивого развития региональных социально-экономических систем России // Российский гуманитарный журнал. 2012. Т. 1. № 1. С. 73–77.
    17. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 30–37.
    18. Arctic Council Rules of Procedure. Annex 2 to Arctic Council Rules of Procedure. Criteria for admitting observers // Arctic Council Secretariat: 2013. 15 May. P. 14. URL: http://www.arctic-council.org (дата обращения: 18.10.2017).
    19. Bell S., Morse S. Sustainability indicators: measuring the immeasurable? Typeset by MapSet Ltd, Gateshead, Printed and bound in the UK by TJ International Ltd, Padstow, Cornwall, 2012. P. 251.
    20. Hall B.H., Mairesse J., Mohnen P. Bureau of Economic Research, Cambridge, Massachusetts // Measuring the Returns to R&D. Handbook of the Economics of Innovation. 2010. № 2. Р. 1033–1082.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2