ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие внешнеэкономических отношений ЕАЭС как фактор региональной экономической безопасности (на примере Северо-Западного федерального округа РФ)

THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS WITHIN EAEU AS A FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC SECURITY: NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT OF RF CASE STUDY



А.А. Смирнов
Т.И. Безденежных
A.A. Smirnov
T.I. Bezdenezhnykh
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой юридических дисциплин и правового регулирования отрасли физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья», доктор экономических наук, профессор
зав. кафедрой экономической безопасности ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
Head of the Department of Law Disciplines and Legal Regulation of Physical Education and Sports, National State University of Physical Education, Sports and Health, Doctor of Economics, Professor
Head of the Department of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • региональная экономическая безопасность
  • внешнеэкономические отношения
  • Евразийский экономический союз
  • динамика увеличения импорта и экспорта
  • таможенное оформление
  • многофункциональный морской порт
  • Keywords:

  • regional economic security
  • foreign economic relations
  • Eurasian Economic Union
  • the dynamics of an increase in both import and export
  • customs clearance
  • multipurpose sea port
  • Статья посвящена исследованию процессов развития внешнеэкономических отношений ЕАЭС как фактора региональной экономической безопасности. Вопросы, связанные с упрощением мер таможенного контроля и таможенного оформления в процессе прохождения груза через таможенную границу, приобретают все большую важность. Актуальность статьи определяется стремлением автора доказать, что меры таможенного контроля должны быть эффективны, и порядок их проведения не должен нести угрозу экономической безопасности страны.
    В статье рассматриваются процессы модернизации и упрощения таможенного оформления и таможенного контроля на примере Северо-Западного Федерального округа РФ; проводится анализ распределения импорта СЗФО по странам-контрагентам, на основе которого сделан ключевой вывод о том, что прослеживается положительная динамика увеличения импорта и экспорта.

    The article focuses on the study of the development of foreign economic relations within EAEU as a factor of regional economic security. It is stressed upon that increasing importance has been attached to customs control and customs clearance issues dealing with simplification of the procedures in the course of having the goods conveyed across the customs boarder. The relevance of the article stems from the author's aim to prove that customs control measures should be efficient yet not to threaten economic security of the state.
    The article describes processes of modernization and simplification of customs control and customs clearance procedures with the Northwestern Federal District taken as an example. It provides a comprehensive analysis of NWFD export distribution among basic customers-importers whereby a relevant key finding is introduced that there is a positive tendency of the ongoing increase in both import and export operations.

    Обзор статьи

    Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – это новый виток в развитии внешнеэкономических отношений между странами-членами и новый уровень внешнеторговых отношений. Союз предусматривает тесные и доверительные отношения между странами-участниками. ЕАЭС в определенном смысле является преемником ЕврАзЭС и создан в целях модернизации, кооперации и конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития и укрепления экономической безопасности стран-участниц Союза. Данное сотрудничество характеризуется образованием свободной экономической зоны, и как следствие, образованием таможенного союза (далее – ТС). Однако в настоящее время перемещение товаров через таможенную границу сопряжено с определенными сложностями.
    ЕАЭС предполагает упрощение таможенного оформления и мер таможенного контроля, но упрощение данных процедур влечет за собой множество проблем, таких как: риск поступления недоброкачественного товара на территорию стран-союзников, перемещение товаров с обманным использованием документов, контрабанда и т.д. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проблематика упрощения мер таможенного контроля и таможенного оформления при прохождении груза через таможенную границу приобретает все большую актуальность, но при этом необходимо понимать, что меры таможенного контроля должны быть эффективны, и порядок их проведения не должен нести угрозу экономической безопасности страны. Например, шагом вперед по модернизации и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля стало появление в Санкт-Петербурге многофункционального морского порта «Бронка» (далее – ММПК «Бронка»).
    ММПК «Бронка» сегодня – это морской перегрузочный комплекс, предоставляющий полный спектр высококачественных услуг по обработке контейнерных, накатных, генеральных, тяжеловесных и негабаритных грузов. ММПК «Бронка» – единственный глубоководный терминал в границах Большого порта Санкт-Петербурга, способный принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м [3]. Также с 1 августа 2016 года в структуре Балтийской таможни начал функционировать Балтийский таможенный пост – центр электронного декларирования (далее – ЦЭД). ЦЭД позволяет упростить порядок таможенного оформления. Декларация на товары (далее – ДТ) подается удалено на ЦЭД, выпуск ДТ происходит тоже удалено, т.е. присутствие участника представителя внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) на посту является не обязательным.
    Но стоит отметить, что в Санкт-Петербурге еще очень много постов, которые работают по старой процедуре, т.е. происходит личный контакт с таможенным инспектором. В перспективе на всех таможенных постах таможенное оформление будет только электронным.
    Что касается таможенного контроля, то здесь ситуация сложнее. Досмотры, осмотры, наблюдения, проверка документации – это процессы, которые увеличивают срок выпуска товара, но на данный момент без предусмотренных форм таможенного контроля невозможно обойтись. Участники ВЭД иногда сталкиваются с тем, что их груз может находиться в порту по несколько дней, а это уже не упрощение таможенного контроля, а ужесточение. В перспективе география ЕАЭС будет расширяться, а грузопоток через таможенную границу – увеличиваться.
    Сложившаяся ситуация обязывает обратить внимание на упрощение мер таможенного контроля. С 1 января 2018 года вступит в силу новый Кодекс ЕАЭС. Это объемный документ, который включает более развернутый, нежели Таможенный Кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС), уровень развития электронных технологий, содержит в себе много новелл, полезных для предпринимателей, как-то: освещение сущности информационных технологий, электронное декларирование, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, развитие института предварительного информирования о товарах и транспортных средствах. Благодаря этому основополагающему правовому акту таможенные технологии будут оцифровываться. ТК ЕАЭС устраняет многие проблемы, накопившиеся в правоприменительной практике. Принятие данного кодекса юридически закрепляет возможность для участников ВЭД при наличии электронной цифровой подписи совершать торговые операции через интернет – это важный шаг к формированию нового этапа взаимодействия между странами-участниками и будущими участниками Союза.
    Совершенствование таможенного оформления также характеризуется внедрением новых технологий таможенного оформления внутри самой системы, предусматривающих внедрение управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствии с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля, возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме.

    Список использованной литературы

    1. Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ // Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы: [сайт]. URL: http://sztu.customs.ru (дата обращения: 10.11.2017).
    2. Общие итоги внешней торговли Северо-Западного федерального округа за январь–июнь 2017 года // Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы: [сайт]. URL: http://sztu.customs.ru (дата обращения: 10.11.2017).
    3. «Порт Бронка»: [сайт]. URL: http://port-bronka.ru/descr/istorija-cin-24/ (дата обращения: 10.11.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2